Распечатать: Кеминка благословляет бесшабашных РаспечататьОставить комментарий: Кеминка благословляет бесшабашных Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кеминка благословляет бесшабашных Посмотреть комментарии

27 сентября 2006

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Кеминка благословляет бесшабашных

    Поучаствовать в рафтинге, а проще говоря, сплавиться по одной из горных рек республики вместе с журналистами из Москвы исполнительный директор Кыргызской ассоциации туроператоров Нуржан Эрнесова предложила мне еще в июле. Однако сплав был назначен на 21 сентября.
    К этому времени осень вступила в свои права и погода установилась далеко не жаркая. Более того, в горах накануне выпал снег. Учитывая все это, особого восторга от предстоящего сплава и возможного купания в ледяной воде не испытывала. Но отступать было поздно, да и пасовать перед россиянами было как–то негоже. Все же это наша, хоть местами и бешеная, река. Наша родная, пусть и студеная, водица. И камни–валуны, о которые можно запросто расшибить лоб, тоже наши.
    Перед отъездом коллеги–шутники давали разные советы: одни рекомендовали перед сплавом принять на грудь для храбрости стакан водки, другие — запастись памперсами, третьи — ни в коем случае, как перед болтанкой в самолете, ничего не есть. Увы, лучше бы доброхоты посоветовали взять купальник и какой–нибудь головной убор.
    В лагерь рафтингистов, что расположился на 116 километре дороги Бишкек—Каракол, на левом берегу Кеминки мы приехали первыми. Холодно, вне машины температура плюс семь. Пока гости приводили себя в порядок и доедали свой завтрак, мы с нашим доблестным фотокорреспондентом Володей Ворониным уже работали. Подсмотрели, как команда Валеры Мастеренко — четыре парня и отважная девушка Лена — готовилась к приему очередной группы “чайников”, то есть нас, не имеющих ни малейшего представления о таком экстремальном виде спорта, как сплав по горной реке. Но позже из разговоров с ребятами поняла, что им не впервой кататься в такой компании. Основная масса туристов, приезжающих на отдых в Кыргызстан, не знает, какого острого удовольствия она себя лишает.
    Валера приказал парням подкачать две лодки, что хранились в сарае одного из местных жителей.
    — Почему лодки, а не катамараны? — поинтересовалась у Лены.
     — А потому, что на них вроде как опаснее, от этого ощущения острее. Если ухнете вниз, то почувствуете себя как в воздушной яме, — поделилась девушка.
    — А можно и вывалиться из нее? И что делать, если не умеешь плавать? — не унималась я.
    — Да бывает, что падают, но в таких случаях держишься ты на воде или нет, роли не играет, — включился в разговор Валера, — тебе уже ничего не поможет. Река понесет и где–нибудь вынесет.
    Он явно подтрунивал над нами. Его, речного волка, уже шестнадцать лет занимающегося рафтингом, забавляли страхи новичков, не знающих, с какого боку взобраться на лодку и куда сунуть ногу, чтобы найти на ее резиновом днище точку опоры. Конечно, Валере смешно, но мне было не до шуток. Две лодки, голубая и красная, на которых мы должны были сплавляться, совсем не казались безопасными. Неглубокие, с невысокими надувными, гладкими в виде валиков бортами. Ни сиденья, ни ручек, за что можно было бы держаться при болтанке. Только веревка на бортике и весло. Весят лодки восемьдесят килограммов, вмещают 8–10 человек, включая двух инструкторов, обязательно сопровождающих группу.
    После лодок очередь дошла до другого инвентаря. Ребята вывалили на солнце просушиться гидрокостюмы, специальную обувь, каски и весла. От одежды несло тиной и затхлостью. Оказывается, до нас рафтингисты в дождь прокатили по реке несколько групп туристов. Перспектива напялить после них на себя мокрый облегающий комбинезон и такие же чоботы не вызывала энтузиазма. Видя мою реакцию на столь неромантичное начало, Валера сунул в руки по блату самый маленький и более или менее сухой костюм и посоветовал развесить его на дереве. И действительно одежда немного просохла на ветру.
    Наконец появились москвичи — маститые журналисты из ИТАР–ТАСС, “Российской туристической газеты”, журнала “Парад отелей”, “Тверская, 13”, “Торговой газеты”. Всего семь человек. Нас поделили на две команды, я попала к Денису и Володе на красную лодку, Валера Мастеренко отобрал четырех пассажиров из числа россиян. Мы прослушали минутный курс инструктажа, куда грести при команде “ вправо”, “влево”, “назад” и “вперед”, как себя вести, если свалишься за борт. Ну а самое главное, что нам вдалбливали всю дорогу инструкторы, не выпускать из рук весла, даже если тонешь. Представьте, что на одном крутом спуске лодку занесло так, что она, ударившись о камень, подпрыгнула и ухнула вниз, и ты, не удержавшись, полетел в бездну. Каковы будут твои действия? По инструкции Валеры, в идеале человек должен успеть выбросить ценный инвентарь в лодку. В общем, сам погибай, а весло спасай!
    В этой шутке есть большая доля правды. Рафтингисты из Центра водного туризма и спорта очень дорожат своим имуществом. Лодки стоят 3–4 тысячи долларов, каждый гидрокостюм — от 100 зеленых и выше. Денег на инвентарь, который необходимо каждый год обновлять, не хватает, а коммерческие банки отказываются кредитовать этот вид туризма. Но это, видимо, оттого, что наши банкиры понятия не имеют, какие перспективы сулит стране рафтинг, сколько туристов — любителей экстрима при правильном пиаре можно привлечь. А это, как правило, люди не бедные. Некоторые в поисках приключений и острых ощущений колесят по белу свету. В Кыргызстане они бы нашли то, что ищут. У нас есть реки, сплав по которым специалисты оценивают шестой категорией сложности. Это самый высокий показатель. К слову, маршрут по Кеминке — 3–4 категории.
    В этом походе я совершила две ошибки. Перво–наперво надела гидрокостюм, в который, учитывая, что он сыроват, не просто влезть задом наперед. Оказывается, молния должна быть сзади. Пришлось переодеваться под укоризненный взгляд Валеры, чьи инструкции на этот счет я пропустила мимо ушей. Вторая ошибка, что сразу не застолбила место в середине лодки. Еще до старта я вроде бы договорилась с командиром рафтингистов, что прокачусь в качестве пассажира. Сидеть на краю скользкой лодки и при этом еще грести — не такое уж большое удовольствие.
    Однако когда нас выстроили перед рекой в две шеренги, то таких умных, как я, желающих сплавиться по Кеминке зайцем, оказалось много. У одного из гостей — ишемия, у другого — давление, третий — по возрасту не подходил в гребцы. Одним словом, Валера, не слушая никаких возражений, сунул мне в руки пластиковое весло и посадил за широкой спиной Валерия Михайловича Емельянова из “Российской туристической газеты”.
    Сплав начался спокойно. Река приняла нас благосклонно. Мы плыли чинно метров двадцать, потом она начала куролесить. То огромная скала прямо посреди воды, и нас несет на нее, то мель и камни скребутся о днище лодки, и кажется, что вот–вот ее продырявят и мы окажемся в водной стихии. То впереди такой сложный порог, что, кажется, после него уже не выплывем. И затем вновь тишь да гладь, да божья благодать. Вода ласковая, чистая, умиротворенная. И можно по сторонам поглазеть, разглядеть Кеминку не с берега, а изнутри. На одном из поворотов, на крутом склоне, я увидела белую козочку. Вначале подумала, что это статуя, но она вдруг ожила и удивленно уставилась на нас.
    А уже через минуту лодку закрутило, бешеное течение потащило вниз. Волна и брызги в который раз окатили нас с головы до ног. Первоначальный страх куда–то исчез, он сменился восторгом, а после очередной победы над высокой волной — эйфорией. А кругом такая красотища! Аж дух захватывает. Москвичи всю дорогу восторгались нашей природой.
     Двадцать пять километров мы отмахали веслами за полтора часа, к концу маршрута наша команда “чайников” работала как часы. Влево–вправо, назад–вперед. Стоп! И тем самым добились снисходительной похвалы Дениса и Володи. Обрадовались, как новобранцы. В напряжении и борьбе, в которой пребывали с того самого момента, как погрузились в лодки, не заметили, что доплыли до лагеря. Все, финиш!
    На берегу, потеряв всякий стыд после пережитого, скидывали с себя пропитанные водой костюмы прямо на песок. Долой тесные каски, к черту весло! Одно желание — поскорее облачиться во что–то чистое, теплое, свое. Москвичи, столпившись у “бусика”, в плавках, успев надеть только футболки, отогревались коньячком, а Валера с ребятами возились с драгоценным инвентарем: пришло сообщение, что к ним едет сто туристов.
    Ребята остались их ждать, а мы разъехались в разные стороны. Гости двинулись в сторону Иссык–Куля, а мы — Бишкека. В дороге мне пришла мысль: будь я высоким банковским чиновником, я бы кроме собеседования с будущими банкирами перед их назначением заставила пройти экзамен рафтингом. Такой же риск, такие же головокружительные падения и взлеты, как при проведении банковских операций, опасные виражи. При сплаве главное не веслом махать, а вперед смотреть и видеть далеко впереди себя — все пороги, извилины, повороты реки. И что важно, слаженно должна работать вся команда. Не правда ли, похоже на работу коммерческого банка? Так помогите, коллеги, Валере Мастеренко и его друзьям. Дайте им кредит, и они сделают Кыргызстан Меккой для экстремалов.
    Лариса ЛИ.
    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15671/


Распечатать: Кеминка благословляет бесшабашных РаспечататьОставить комментарий: Кеминка благословляет бесшабашных Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кеминка благословляет бесшабашных Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007