Жизнь за рулем
В минувший уик–энд на площади Ала–Тоо состоялся первый в СНГ Международный автомегафестиваль. В его рамках прошло сразу несколько состязаний — по картингу на Кубок независимости Кыргызстана (приехали картингисты Казахстана и Узбекистана), дрэг–рейсингу, авто–и–звуку и тюнингу.
Первыми соревновались картингисты. Накануне утром на территории автодрома Кыргызской национальной федерации картинга “Старт” (недалеко от республиканской ГАИ) участники прошли медицинский осмотр, а их карты — технический. После они колонной двинулись в сторону центральной площади. Гонки, на которые пришли посмотреть около десяти тысяч зрителей, начались только к обеду. Из Казахстана прибыли две команды — Алматы и Караганды. Если они состязались в разных категориях, то картингисты из Узбекистана — в классах “Мини” и “Кадет”. И только один ташкентский спортсмен Александр Ниязов в мини–классе вошел в тройку лидеров (приехал третьим). Ануарбек Чалданбаев из Алматы стал первым. Его отец Ержан, также заядлый картингист (с 26–летним стажем), здесь состязался в классе “Интер–А” и стал победителем. Наша Олеся Карчина приехала второй.
— Хочу отметить Олесю, — говорит Ержан. — Она стабильный пилот. Мне было легче победить — не прибыли ведущие спортсмены из Караганды. Не хватало конкуренции. В целом спасибо организаторам за такой хороший праздник. Хотелось бы, чтобы он был ежегодным. При СССР у вас были очень сильные картингисты. Потом затишье. И вновь развитие. Нужны только финансы. Радует, что правительство поддержало, разрешило провести соревнования на площади. Это огромный шаг вперед.
В Алматы, по словам Чалданбаева, с материальной стороной аналогичная ситуация. Каждый спортсмен сам себе спонсор.
— Мотор и карт у меня итальянского производства. Все вместе стоит пять тысяч евро.
— Трасса здесь сложноватая и короткая. Я и на второе место не рассчитывала, — делится Олеся (кстати, при награждении объявили, что она стала мастером спорта по картингу). — И есть финансовые проблемы. А села за карт лет восемь назад, вслед за братом.
В классе “Интер–С” (карт с коробкой передач, объем двигателя 125 кубических сантиметров) первым финишировал наш Игорь Никитенко (тоже мастер спорта).
— Так как здесь спортсмены из других республик, то выступать интересно — конкуренция есть. У них, конечно, техника лучше — моторы, например, новее, машины посвежее. Бороться с ними трудно. У меня лично все по–старому. Приятно, что провели соревнования на площади. Раньше гоняли на поле старого аэропорта, последние четыре года на другом. Но столько зрителей никогда не было, — сказал Игорь.
— Спасибо за моральную поддержку премьер–министру Феликсу Кулову, он первый откликнулся. Помогли и другие госслужбы. Честно сказать, мы не ожидали такого. Страна, как говорится, идет по правильному курсу, — улыбается президент КНФК Игорь Егоров. — Впервые мы увидели симбиоз нескольких технических направлений.
Кубок независимости Кыргызстана остался у наших картингистов.
Этим летом у нас появились две новые федерации — дрэг–рейсинга, авто–и–звука, которые вкупе с КНФК, Центром экстремальных видов спорта “Старт” объединились в Федерацию автомотоспорта КР. Если соревнования по картингу у нас проходят давно, то официальные состязания по дрэг–рейсингу (парные заезды на машинах с мощными двигателями с максимальным ускорением по прямой) прошли впервые. Правда, по международным правилам, дистанция должна быть 402 метра, у нас с точки зрения безопасности ее сократили до 215 метров, зоной торможения 250 метров. С самого утра пилоты со своими дрэгстерами выстроились с западной стороны центральной площади. Любопытных зрителей на эту священную территорию не пропускали. Машины очень дорогие. Здесь же стояли супернатюнингованные тачки. Рядом и обычные авто, но с сильным звуком — то есть напичканные различной аппаратурой.
— У меня “ВАЗ–2104”, — рассказывает Станислав. — Потратили кучу денег на хорошую аппаратуру. Участвуем в звуковой номинации.
— А я выступаю в соревновании по тюнингу (настройка, переделка автомобиля), — говорит Виталий. — Люблю свой “BMW–730” — мощная, большая машина.
Другой участник Дмитрий приехал на дрэгстере “Хонда–Прелюдия”.
— Турбинная версия. Эта машина для меня — способ самовыражения, самоподдержания, средство для наслаждения скоростью и просто состояние души.
Дрэг–рейсинг у нас только начинает развиваться, в Алматы уже есть определенный опыт соревнований, поэтому казахстанцы приехали дать мастер–класс.
В пятом часу дрэг–рейсинг наконец начался. Публика собралась любопытная. Милиционеры несли службу на совесть. На сантиметр от положенной полосы народ не пускали. Соревновались на дрэгстерах в четырех классах (в зависимости от объема двигателя). В Fast Street — A (объем двигателя до 2,5) первым примчался наш Q–1 (Куван) — второкурсник международного университета “Ататюрк — Ала–Тоо”.
— Две недели назад пригнали из Японии “Хонду–Интегра” — двести лошадиных сил. Единственная такая в Бишкеке, — говорит он. — А сколько стоит? Ну, как дорогой “Мерседес”.
— Тех, кто по–настоящему болеет гонками, осталось человек пятнадцать. Теперь есть федерация и будем дальше совершенствоваться, проводить официальные соревнования, — говорит судья дрэг–рейсинга OutLaw (Эмиль).
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15530/