Детективный сюжет сентября
Не знаю, как насчет жаркой политической осени, обещанной кыргызстанцам активистами общественно–политического движения “За реформы” перед летними парламентскими каникулами, но первая половина сентября запомнится лихо закрученным детективным сюжетом, главным действующим лицом которого стал один из лидеров оппозиции экс–спикер Жогорку Кенеша Омурбек Текебаев.
Пока гражданское общество Кыргызстана ждет ответов на вопросы о заказчиках и исполнителях этого громкого политического шоу, а члены парламентской и государственной комиссий занимаются их поиском, поразмышляем, кому было выгодно подбросить эту бомбу в тот момент, когда жизнь в Кыргызстане стала налаживаться и входить в нормальное русло.
Председательство Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества, продуктивная встреча глав государств ЕврАзЭС на неформальном саммите в Сочи, успешный визит президента Курманбека Бакиева в Турцию, подписание ряда перспективных в инвестиционном плане соглашений с казахстанскими, российскими, иранскими, китайскими, турецкими деловыми кругами, активизация экономической жизни и, напротив, заметный спад политических страстей — все это вселяло определенный оптимизм и надежду на то, что постреволюционный синдром преодолен и основные трудности этого периода позади.
Увы, увы… В очередной раз нам показывают, что есть некие силы, кому очень не по нутру спокойствие и порядок в Кыргызстане, требуется иметь в постсоветском Центральноазиатском регионе свою Грузию или Украину с перманентной внутриполитической дестабилизацией.
В деле Текебаева лично меня настораживает вот какой момент. Почему–то с самого начала была как бы забыта уголовная сторона данного инцидента. Все свелось к голой политике. И уж как–то забылось первоначальное признание самого “пострадавшего”, подтвержденное одним из его попутчиков по вояжу в Варшаву, что злополучную матрешку ему передало в Бишкеке некое весьма влиятельное на политической арене республики лицо, о чем прошло сообщение в некоторых СМИ. Так был факт передачи злополучной матрешки или нет?
Определенные вопросы возникают и в связи с тем, что свой портфель (или сумку?), который обычно берут с собой в кабину самолета как ручную кладь, Текебаев в последний момент сдал в багаж. Почему? Не хотел, чтобы были заняты руки, или вспомнил о досмотре ручной клади в Стамбуле?
Ничего в связи с этим не утверждаю. Просто делюсь своими сомнениями, которые в столь серьезном деле должны быть развеяны. Пока же во всей этой истории вопросов больше, чем ответов.
Размышляя над варшавским происшествием Текебаева и последовавшими вслед за этим разборками, над сенсационными признаниями отдельных должностных лиц и не менее сенсационным открещиванием от них, невольно думаю, что за всем этим спектаклем стоит либо высокопрофессиональный и сильно поднаторевший в интригах постановщик, либо совершенно бездарный и беспомощный дилетант.
Но в любом случае, независимо от того, талантливый или бесталанный человек берется за режиссуру сценического действа, он должен иметь в виду сверхзадачу — во имя чего заваривается вся эта каша, какова конечная цель задуманной интриги.
И сам О. Текебаев, и его сторонники по парламенту настойчиво пытаются внушить кыргызстанцам, что подставила экс–торага Жогорку Кенеша официальная власть страны. Допустим, так оно и есть. Но, логически рассуждая, зачем власти делать это, какая ей от этого корысть, если бы был Текебаев опорочен в глазах мировой общественности (о собственной общественности умолчим)? На пороге нет ни парламентских, ни президентских выборов. После его, прямо скажем, прокольного и скандального выступления в парламенте в бытность торага имидж этого политика изрядно потускнел в глазах рядовых кыргызстанцев. В организации осеннего курултая оппозиции первую скрипку играет Азимбек Бекназаров. Да и не то это событие, чтобы так сильно суетиться и подключать к нему внимание мирового сообщества.
Главное же, в такие моменты на одну чашу весов всегда следует класть, что ты выиграешь, если твоя афера удастся, а на другую — что ты потеряешь, если она сорвется. Согласитесь, что в данном эпизоде приобретения в случае успеха и в малейшей мере не могут быть сопоставимы с вероятными потерями в случае провала. Так кому была выгодна вся эта затея?
И разве не имеет права на жизнь гипотеза экс–депутата ЖК предпринимателя Бориса Воробьева, отметившего в блицтелеинтервью, что он ничуть не удивится, если обнаружится, что весь спектакль с псевдогероином разыгран самим О. Текебаевым? Имея на руках диппаспорт и мандат депутата парламента, говорил Воробьев, он по сути ничем не рисковал. Зато кадило можно раздуть вокруг этого дела до небес, что фактически и произошло.
В этом инциденте обращает на себя внимание и вот еще какой вызывающий вопросы казус. 13 сентября избиратели Жибек–Жолского округа, по которому баллотировался Юрий Данилов, вышли на митинг с изобличением своего депутата в бездействии, в том, что он не выполняет предвыборных обязательств. Но разве он один такой? Разве мы не знаем, что щедрые на посулы и обещания кандидаты тут же забывают о них, едва заполучат вожделенный депутатский мандат.
Случайно ли попал в немилость избирателей один из варшавских попутчиков Текебаева именно в эти дни? И кто стоит за организацией этого митинга — сподвижники прославившегося депутата или представители местной власти? И почему этот митинг стал возможен в такой непростой момент?
По чести говоря, наблюдая некоторое время за О. Текебаевым, я начинаю сильно сомневаться в справедливости характеристики, которую ему дают его соратники по партии и некоторые коллеги по парламенту. Как мне кажется, он принадлежит к той категории людей, о которых автор антиутопии “Мы” Евгений Замятин говорил, что им порой лучше молчать, поскольку у них неправильно рассчитана скорость языка. Секундная скорость языка, утверждал Замятин, должна быть немного меньше секундной скорости мысли, а уж никак не наоборот.
Считаю, что именно из–за неправильно рассчитанной скорости языка относительно скорости мысли вынужден был Текебаев оставить должность торага Жогорку Кенеша. Но, похоже, это ничему его не научило. Вот и по возвращении из Варшавы в Бишкек он в аэропорту “Манас” наговорил перед телекамерами и микрофонами журналистов немало, на мой взгляд, лишнего в адрес президента и членов его семьи. Наговорил такого, что в случае чего ему вряд ли удастся доказать неопровержимыми фактами.
Разумеется, можно понять обиду и эмоциональную возбужденность депутата, только что вернувшегося из крайне нервной, напряженной и неприятной варшавской передряги. Однако это ни в коей мере не должно служить поводом и оправданием невыдержанности и невоздержанности парламентария. Слово не воробей.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
СНБ без ключевых фигур
Президент К. Бакиев подписал Указ об освобождении:
Табалдиева Бусурманкула Беркутовича от должности председателя Службы национальной безопасности республики согласно поданному заявлению.
Бакиева Жаныбека Салиевича от должности первого заместителя председателя Службы национальной безопасности республики, постоянного представителя от Кыргызстана в Совете региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества согласно поданному заявлению.
Заявления первых лиц СНБ подписаны в целях недопущения давления на следственные органы и специально созданные комиссии для изучения вопроса, связанного с депутатом Жогорку Кенеша Омурбеком Текебаевым.
Другим распоряжением президента исполнение обязанностей председателя Службы национальной безопасности возложено на Сатыбалдиева Эльмурзу Ракиевича, заместителя председателя СНБ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15498/