КЫРГЫЗСКИЙ СПУТНИК: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Академик Советбек Токтомышев, пожалуй, единственный человек в республике, одержимый идеей вывода на околоземную орбиту кыргызского искусственного спутника. Думаю, он же и единственный, кто верит в реальность этого дела.
Увлеченность, одержимость этого человека заслуживают должного внимания и всяческого уважения, а его размышления достойны того, чтобы познакомить с ними наших читателей.
— Советбек Жайлообекович, на чем основывается ваша убежденность в необходимости запуска на околоземную орбиту кыргызского спутника KyrgyzSat?
— Напомню, что после распада Союза у Кыргызстана осталось наследство в виде “точек стояния” на геостационарной орбите Земли для запуска собственных искусственных спутников. Эти “точки стояния” являются нашей собственностью. Они зарегистрированы в соответствующих международных организациях. Должен сказать, что получение нами долевой собственности на геостационарной орбите Земли и закрепление ее юридического статуса в международных организациях — это большое достижение дипломатии нашей республики в период ее суверенизации.
Еще десять лет назад ученый с мировым именем Роальд Сагдеев предлагал нам использовать наши “точки стояния” для запуска телекоммуникационного спутника связи нового поколения (при участии Росавиакосмоса, Института космических исследований РАН, научных космических учреждений США) для дистанционного зондирования природных и минерально–сырьевых ресурсов, скоростного Интернета, спутникового телевидения, телемедицины, дистантного образования. В рамках программ реализации идеи Сагдеева в августе 1997 г. в Бишкеке был подписан трехсторонний (Россия, США, Кыргызстан) протокол намерений о создании кыргызского спутника, а в декабре того же года в Москве состоялось техническое совещание с участием заинтересованных организаций и учреждений трех стран. В результате было принято решение о начале проектирования запуска малых спутников для нужд телекоммуникации и связи.
Ставка в данном проекте была сделана на передовые российские и американские технологии и международные инвестиции.
Напрашивается главный и естественный вопрос: что дало бы Кыргызстану выведение на орбиту собственного спутника Земли? Прежде всего сократились бы многомиллионные расходы на аренду чужих спутниковых каналов. Кыргызстан обрел бы полную информационную независимость. Значительно бы подешевели пользование Интернетом и тарифы на все другие виды связи. В перспективе же при формировании в стране “электронного правительства” экономия выразилась бы в сотни миллионов долларов. И это не считая того, что уже сегодня наши операторы связи выплачивают зарубежным спутниковым организациям десятки миллионов долларов.
Для наглядности замечу, что
18 июня 2006 года Казахстан в рамках международного соглашения с Россией запустил с космодрома Байконур первый казахстанский спутник KazSat массой в одну тонну. Стоимость данного проекта 65 млн. долларов США. Спутник оснащен 12 транспондерами. По расчетам специалистов Межрегионального фонда РФ, использование одного транспондера в коммерческих целях сулит чистый доход два миллиона долларов в год. Полная окупаемость спутника — три года.
Разумеется, можно сколько угодно говорить о плюсах и минусах проекта KyrgyzSat, но есть суть дела. А она заключается в том, что Кыргызстану, расположенному в середине Центральной Азии в окружении сильных и богатых стран, предначертано в своем экономическом развитии опираться только на высокодоходные технологии. В современном мире люди должны непрерывно взаимодействовать, общаться, обмениваться информацией, интегрироваться. Посмотрите, что происходит в Казахстане, Китае, тех же Афганистане и Таджикистане. Китай и Таджикистан стремительно сближаются, все более становясь тесными экономическими партнерами в области совместного освоения гидроэнергоресурсов Таджикистана. Недавно подписано соглашение о строительстве ЛЭП–500 и ЛЭП–100 стоимостью 350 млн. долларов. Казахстан и Китай решили построить железную дорогу Актау — Алашанькоу и нефтепровод из Казахстана в КНР. Таджикистан намерен участвовать в строительстве железной и шоссейной дорог в Афганистан, открывая тем самым транспортный коридор для грузопотока из стран СНГ и Европы в целях восстановления экономики этой многострадальной страны, все это приведет в конечном итоге к мощному прорыву экономики Таджикистана, еще недавно задыхавшемуся в тисках гражданской войны.
— А что у нас, в Кыргызстане? В течение более 10 последних лет мы только рекламировали и декларировали наш мощный гидроэнергетический потенциал, не жалели слов, живописуя экономические выгоды от строительства железной дороги из Китая через Кыргызстан в Европу и многие другие заманчивые проекты, которые в конечном счете стали восприниматься солидными иностранными инвесторами как высокие “словесные идеи”.
— Хочется верить, что новое руководство страны сможет превратить эти идеи в конкретную программу действий. Вот и президент Курманбек Бакиев прямо заявил о необходимости отказа от высоких слов и заманчивых предложений в пользу реального перехода на инновационно–инвестиционную модель развития экономики с ежегодным ростом ВВП в 8%.
Добиться такого роста и даже больше можно. Но лишь при условии использования высокодоходных технологий и достаточных инвестиций в информационный сектор страны.
Я глубоко сожалею и переживаю, что мы до сих пор не подписали ни одного контракта в области энергетики и строительства железной дороги, ни в двустороннем, ни в многостороннем плане. Быть может, сейчас, общими усилиями стран Шанхайской организации сотрудничества, нам удастся протолкнуть идею информационной космической связи в регионе. Это тем более важно и актуально, что наступает год председательства Кыргызстана в ШОС.
Кыргызстан — единственное государство из стран Содружества в Центральной Азии имеет свою орбитальную позицию на геостационарной орбите Земли. И он должен проложить через космос коммуникационный путь в Китай, Индию, Пакистан, используя это преимущество и тот огромный потенциал, который заложен в спутниковой связи.
Кстати, это потребует создания региональной наземной инфраструктуры по обслуживанию спутниковых каналов вещания и связи, дистанционному зондированию, вызовет углубленное изучение спутниковых технологий в системе дистантного образования и медицинского обслуживания. В связи с этим возрастут роль и значимость Национального университета как одного из учредителей оператора спутниковой связи Кыргызстана в Центральной Азии. Следует особо подчеркнуть, что данный вопрос выходит далеко за рамки обсуждения различных околоуниверситетских проблем, затрагивающих сферы аудиторных занятий, технологий обучения, уровня и качества подготовки специалистов. Решение его нельзя отдавать на рассмотрение Министерства образования, науки и молодежной политики. Не следует упускать из виду стержневое понятие КНУ — национальный университет. И оно, это понятие, требует поддержки инициатив, начатых 10 лет назад по использованию спутниковой технологии. Необходимо восстановить Центр спутниковой связи КНУ. Сложившаяся сегодня ситуация в старейшем вузе страны наводит на мысль о необходимости перевода КНУ под юрисдикцию Попечительского совета под председательством главы государства или кого–либо из официальных лиц, стоящих ниже ступенькой на иерархической лестнице государственного управления, как это заведено во многих развитых государствах мира. КНУ должен стать Национальным университетом не по названию, а по сути. Флагман высшей школы суверенного Кыргызстана должен стать аккумулятором научных идей и научного потенциала республики, высокодоходных спутниковых и информационных технологий. Именно через КНУ можно сократить наше отставание от мирового научного прогресса, придать ускорение экспорту–импорту знаний и новейших образовательных систем.
Записал Вячеслав Римов.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15478/