Сплотились духом
На аэродроме Центра повышения квалификации офицеров и прапорщиков Минобороны встретились ветераны–авиаторы и российские летчики сил ОДКБ с базы “Кант”, чтобы отпраздновать 47–ю годовщину военной авиации Кыргызстана.
История нашей авиации началась в 1941 году, когда во Фрунзе эвакуировали Одесскую школу пилотов, которую окончили полторы тысячи человек. В 1945 году ее переименовали в Одесское военное училище летчиков истребительной авиации ПВО Красной Армии. Спустя два года возникло Фрунзенское военное училище летчиков ВВС СССР. 18 августа 59–го был образован учебный авиационный полк, ставший основой военно–воздушной базы Минобороны КР.
На аэродром в минувшую пятницу прибыли и военнослужащие ВВС США, которые с большим интересом наблюдали парад военных, показательные учения, слушали концерт. Это было приятно и ветеранам, но еще важнее для них было увидеться друг с другом, пообщаться, сплотиться духом.
— Вы меня, наверное, не помните, — протягивает руку ветеран другому. Тот с радостью отвечает рукопожатием, но в глазах непонимание.
— Не помню, — улыбается.
— Я с вашей Любой в одном классе учился. А вы не меняетесь…
— Да? А Люба в Риге живет, у нее два внука.
— Я запишу ее телефон, обязательно позвоню.
Лист из моего блокнота и шариковая ручка выручили…
На такие теплые встречи отрадно было смотреть.
— Встретил отца одноклассницы, мы с ним вместе служили. Они были взрослые, а я юнцом в 1974 году пришел в гарнизон, — рассказывает Юрий Николаевич Назаров. — Люба мне всегда нравилась, хорошая девушка. Четырнадцать лет не был на аэродроме, рад, что пригласили. Я постоянно в разъездах. А на пенсии четырнадцать лет.
— Он мне как сын, — гордо обнимает Юрия Николаевича Нина Николаевна Агапова. — Вместе мы были в гарнизоне. Я прослужила медсестрой тридцать лет.
Жила и училась она на Кавказе. По профессии фельдшер–акушер. Во Фрунзе приехала к маме в гости и на танцах познакомилась со своим будущим мужем.
— Был тогда младшим лейтенантом. Вырос до капитана. Служили мы вместе. Много лет уже, как я вдова...
Единственным и незаменимым начальником авиационно–диспетчерской службы Фрунзенского училища был Виктор Никитич Бдюхин. Ему тоже было очень приятно попасть на этот праздник.
— Тогда мне подчинялись пять полков, пять батальонов обслуживания, три батальона связи. Только я разрешал любой вылет, начиная с командира полка и ниже.
— Поломки бывали?
— По моей вине никогда. Машину на земле техники проверяют. Жаль, что сейчас нет локатора, а то я бы вам показал, по какому курсу, с какой скоростью идет самолет.
Виктор Никитич родом с Украины, в 1955 году был механиком в Фергане, потом призвали в ряды Советской Армии — оказался тут.
— Летающие техники, штурманы — все через мои руки прошли. Жаль, что на этой встрече многих нет. Кто умер, кто уехал.
— В состав училища входят гарнизоны кантский, токмакский, луговской и другие. Здесь, как подсчитал, даже двадцать человек не набралось. Мало сослуживцев осталось…
Это те, кто учил и обучался. А сколько иностранцев училось у нас! Фрунзенское училище было известно во всем мире. Готовили специалистов из разных стран — немцев, болгар, поляков и многих других.
— Особенно африканцев. Помню, один сириец очень просил у меня разрешение на боевой разворот на малой высоте. Я не разрешал. Так самостоятельно сделал и разбился… — рассказывает Виктор Никитич.
Первым генералом в училище был Яков Иванович Микитченко.
— Уравновешенный. Да и по–другому быть не могло. Но меня ругать нельзя. Иначе плохое настроение передается всем. Люди потрудились — техники, механики работу выполнили, а я ведь могу запретить вылет…
— Сами летали?
— В качестве пассажира. Ну был за штурвалом… только об этом молчал. Вот такая петрушка.
Василий Сергеевич Королев — боевой летчик первого класса, подполковник. За свою жизнь освоил восемь типов летательных аппаратов, в том числе и первый фронтовой бомбардировщик ИЛ–28 (на счету две тысячи часов полета).
— Тут командир военной базы Ганси, как узнал, что я еще и на американском Б–25 летал, то, как мальчишка, вскочил по стойке “смирно”, — рассказывает чуть дрогнувшим голосом Василий Сергеевич. — Наверное, фронтовых сто граммов надо…
Всего в училище он подготовил 76 специалистов — пилотов, штурманов — из 34 стран ближнего и дальнего зарубежья.
— Нынешний президент Египта обучался у моего друга, инструктора Смирнова. А я выпустил командира ВВС Алжира и его заместителя. Летали у меня днем и ночью, даже в тучах, на ИЛ–28. Осваивали быстро. Потом у нас купили технику, золотишком платили.
— Граждане Сомали, Ирака, Индии в чалмах ходили, — смеется. — Для нас это было непривычно!
— А почему наше училище лучшим считалось?
— Самолеты передовые были в то время и методика обучения тоже. Да и климат подходящий. Хотя у афганцев температура тела под тридцать семь градусов поднималась, пока в автобусе в Кант на аэродром ехали. Так мы их в душик, и полетели. Летим с афганцем — пять километров над землей. Я ему говорю: “Поезд видишь?” “Нет, товарищ штурман…”. В разведданных не мог указать, потому что не знал, как он выглядит — впервые увидел в полете.
В 1965 году Василий Сергеевич уволился и стал директором павильона стандартов на ВДНХ. Теперь на пенсии, а на груди пиджака всегда красуется значок “Всесоюзный слет чабанов”.
— В семьдесят первом возглавлял семинар чабанов… Сейчас общественной работой занят. В трех комитетах ветеранов состою.
— Он лучший командир, — замечают товарищи. Затем они поднимаются с кресел и идут за подарками. Праздник удался.
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15206/