Поток мигрантов — в цивильное русло
По сведениям представительства Федеральной миграционной службы (ФМС) России в Кыргызстане, в прошлом году из Кыргызстана в Российскую Федерацию на постоянное место жительства переселились около 25 тысяч человек.
Данные за пять месяцев текущего года свидетельствуют о восьми тысячах выехавших, и налицо тенденция небольшого роста.
Юрий Николаевич Ермолаев, руководитель ФМС, отмечает, что “привлекательность России для выезда кыргызстанцев не уменьшается, в немалой степени она подкреплена темпами ее высокого экономического роста. Часть мигрантов, как во всех странах, едет для воссоединения с членами семьи. Но главный фактор влияния на миграционный поток — это ситуация внутри Кыргызской Республики, отсутствие особых прорывов в экономике. Ведь побудительные мотивы для миграции — безработица и низкая зарплата. Ваше правительство смогло бы стабилизировать миграционный процесс, реализовав большие проекты”. Тем не менее, говорит Ю. Ермолаев, “хотя сегодня и нет ажиотажных настроений на выезд из страны, но у нас в ФМС находится несколько десятков тысяч заявлений от людей, которые желали бы переехать”.
Большой сложностью для обеих стран по–прежнему является учет приезжающих–отбывающих. Представитель ФМС считает просто бедой отсутствие точных данных. Он говорит о необходимости срочной систематизации и упорядочения таких цифр: “Реформы в этой области со стороны России должны перевести учет мигрантов в цивильное русло. Вы знаете, что мои кыргызстанские коллеги варьируют число трудовых мигрантов в России от 250 до 600 тысяч, в зависимости от сезона. Но тревожит то, что лишь 16 тысяч из них находятся на территории РФ легально, на законных основаниях”, — сокрушается Ю. Ермолаев.
Как известно, еще в прошлом году правительство республики ходатайствовало перед российскими властями об увеличении срока нахождения кыргызстанцев на российской территории без регистрации до 90 дней. Дадут ли нашим такое послабление?
По мнению ФМС, такого и быть не может. Оказывается, у России есть некий опыт в этом вопросе — не так давно она предоставила гражданам одной страны (Ю. Ермолаев не уточнил, какой) такое право, но это было конъюнктурное политическое решение, которое не привело к хорошим результатам. Представитель ФМС считает введение нормы о 90 днях без регистрации узакониванием нелегального пребывания. По его словам, “должна быть элементарная система учета людей, хотя я подчеркиваю — речь не идет о повседневном надзоре. Госдума рассматривает сейчас возможность изменений в законодательстве России по предоставлению мигрантам узаконенного месячного срока без регистрации, которая к тому же будет не разрешительной, а уведомительной. Мигрант сам должен быть заинтересован в информировании российских властей о том, где он находится и чем занимается. Он может даже почтой уведомить о себе Федеральную миграционную службу, и это автоматически будет означать его регистрацию. Конечно, достоверность представленных сведений будет проверяться. Такие меры облегчат легализацию людей”, — уверен представитель миграционно–регистрационного ведомства.
Кого же хочет Россия, в ком нуждается больше всего? “Трудно сказать, страна большая, — говорит
Ю. Ермолаев. — По указу президента о миграции, руководителям регионов, где намечается реализация крупных инвестиционных проектов, дано поручение конкретно указывать перечень необходимых специальностей и профессий, в первую очередь высококвалифицированных рабочих и инженеров. Среди тех, кто переселяется к нам из Кыргызстана, свыше 75 процентов — трудоспособное население, квалифицированные работники, много молодежи. Эти кадры и сегодня, и завтра будут нужны России”.
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15099/