“В целом неплохо”
— такую оценку дал спикер парламента Марат Султанов своим коллегам
Пока депутаты Жогорку Кенеша ездят по округам, Марат Султанов отдувается за всех. Вчера, например, торага дал подробный отчет о работе палаты журналистам. Руководитель законотворцев убежден, что далеко не вся звучавшая в течение года критика в адрес депутатов была объективной.
Султанов считает, что какая–то часть критических замечаний была обоснованной, и ее можно принять, а вот другая половина — нет. Далека от истины, по мнению М. Султанова, также точка зрения, что парламент занимался чем угодно, только не законотворчеством. В качестве доказательства спикер привел статистику, которая выглядит гораздо выигрышнее, чем отчеты Жогорку Кенеша прежнего созыва.
Всего Жогорку Кенеш провел 116 заседаний, во время которых было рассмотрено 316 законопроектов. Из них принято 259, подписан президентом — 31, возвращено с его возражениями — 17. Из принятых законопроектов 18 было инициировано главой государства Курманбеком Бакиевым, 137 — депутатами, 104 — правительством.
Спикер отметил, что при участии Жогорку Кенеша формировались судейский корпус, Счетная палата, кабинет министров. Парламентарии заслушали и обсудили отчеты правительства, омбудсмена, Национального банка.
Торага также опроверг мнение, что Жогорку Кенеш не торопится рассматривать законопроекты, инициированные президентом или правительством, а усиленно продвигает только свои инициативы.
— Да, парламент не все их принял, поскольку депутаты считают, что экономический блок должен рассматриваться открыто и прозрачно, — заметил М. Султанов. — В качестве неотложной мы рассмотрели программу приватизации. Правда, мы не поддержали документы по третьему этапу приватизации энергетического сектора, но осенью к этому вопросу обязательно вернемся.
Журналисты не преминули задать спикеру вопрос о ближайшем будущем. Всякие ходят слухи, в том числе и о том, что осенью Кыргызстан опять могут потрясти катаклизмы.
М. Султанов уверен, что все должно быть нормально. Страна у нас маленькая, и каждая ветвь власти должна стремиться к стабильности. Сегодня никто не может ставить ультиматумы друг другу. А одна из причин противоречий между руководством республики и оппозицией — вопрос реформ. Во многом спокойствие Кыргызстана зависит от принятия новой Конституции.
После того как проект Конституции будет внесен в палату на обсуждение, главное — достижение согласия между Жогорку Кенешем и президентом.
— На это требуется не менее полугода, — подчеркнул М. Султанов. — По регламенту поправки в Конституцию парламент рассматривает с учетом заключения Конституционного суда КР не раньше чем через три и не позднее шести месяцев со дня поступления предложений в парламент. Поправки в Конституцию принимаются в двух чтениях двумя третями голосов, но перед этим должны быть проведены парламентские слушания. Не менее важно привести в соответствие с Конституцией все законодательные акты — о выборах, о правительстве, о статусе депутата и так далее. И на все это как минимум уйдет год. В общем, полностью процесс закончится примерно к середине 2008 года.
Представителей СМИ волновал и вопрос передачи четырех пансионатов на побережье нашей голубой жемчужины в долгосрочную аренду Казахстану. Марат Султанов считает, что это в принципе возможно. Когда в последний перед летними каникулами рабочий день парламент ратифицировал Договор о союзнических отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, нар-депы решили, что статус домов отдыха “Автомобилист Казахстана” и “Самал”, санатория “Казахстан” и спортивно–оздоровительного лагеря “Университет” должен рассматриваться отдельно. Во время визита Курманбека Бакиева в Казахстан два президента подписали документ о переходе к Казахстану права собственности на эти объекты. Но окончательно вопрос передачи права собственности на них решит Жогорку Кенеш.
— Сразу после распада Советского Союза был принят так называемый “нулевой” вариант, по которому все активы и обязательства сторон, которые находились на территории государства, оставались за ним, а активы и обязательства за пределами страны переходили к другим государствам, — сказал М. Султанов. — К сожалению, тогда далеко не все необходимые процедуры были выполнены до конца. Это касается и четырех здравниц.
Все пятнадцать лет казахстанцы вкладывали деньги в эти объекты и считали себя владельцами, тем более что кыргызская сторона не предъявляла никаких претензий. Теперь, по нашей Конституции, если Кыргызстан хочет вернуть их в государственную собственность, обязан компенсировать все затраты. Депутаты склонны передать объекты в долгосрочную аренду и таким образом решить эту проблему.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14688/