Под маской помощи, или Поговорим об экономии
Специалисты Счетной палаты провели широкомасштабный аудит финансово–хозяйственной деятельности Министерства труда и социальной защиты с апреля 2004 по октябрь 2005 года. Выявлены нарушения.
Данное министерство призвано помогать справляться с тяготами жизни самым незащищенным слоям населения, оказывать малоимущим семьям, детям–сиротам, инвалидам, безработным и другим гражданам социальную поддержку. Кстати, люди, которым государство предоставляет социальную помощь, составляют четверть населения республики.
Между тем аудиторы установили многочисленные факты нецелевого использования спецсредств. Например, с подотчета руководителя аппарата на встречу четырех наблюдателей, прибывших на выборы, было израсходовано 15 тысяч сомов. Так же бухгалтерия поступила с подотчетом главного специалиста. Ей тоже было прощено 13 тысяч сомов. Понятно, не для себя старалась женщина.
В ходе ревизии выявлено, что с Б. Артыковой был заключен договор на передачу во временное пользование офиса размером 43, 7 квадратных метра. Чем уж очаровала предпринимательница руководство Минсоцтруда, неизвестно, только условия пребывания были ей созданы райские. Никакой арендной платы, за исключением коммунальных услуг. В итоге министерство не получило 31,5 тысячи сомов. Конечно, можно предположить, что бизнес–леди все же платила за наем помещения, только деньги попадали в чей–то карман. Между тем в постановлении правительства от 30 сентября 2002 года “Об аренде государственного имущества и использовании государственных административных зданий” сказано, что исчисление арендной платы за пользование государственными помещениями должно производиться исключительно согласно инструкции Госкомимущества.
Тайной за семью печатями остается создание учебно–методического центра при Департаменте управления социальной защиты этого министерства. Создание вышеназванной структуры было предусмотрено соглашением между Международной организацией труда (МОТ) и Госинспекцией труда Минсоцтруда. Было выделено 2,5 тысячи долларов. Деньги не столь велики, и часть из них в декабре 2003 года была перечислена через один из коммерческих банков. Но в кассу они попали почти через год. Спрашивается, где они крутились? Только через 10 месяцев они все же попали по назначению, но к этому времени и центр создавать передумали.
Чем дальше аудиторы вторгались в бухгалтерию Минсоцтруда, тем картина становилась более удручающей. В нарушение Закона “Об обеспечении своевременности выдачи заработной платы, пенсий и иных социальных выплат” государственные пособия на 176,7 миллиона сомов были выплачены не деньгами, а сахаром и мукой. Эти продукты были разбронированы по распоряжению правительства. Но не были проданы с аукциона, как это положено. Причем цены должен был установить антимонопольный комитет. В стоимости товара должны быть учтены все расходы, как это указано в правительственном нормативе. Но на деле оказалось все намного сложнее. Мало того что выдача пособий товарами или продуктами сама по себе является негативной и противозаконной, так еще часть пособия на 28 миллионов сомов была направлена на оплату транспортных расходов по доставке этих продуктов из Бишкека в регионы.
Примечательный факт выявили аудиторы по авиаперевозкам льготной категории населения. Почему–то в Национальном агентстве по антимонопольной политике не были утверждены тарифы на авиаперелеты для льготников. В результате АО “НАП “Кыргызстан аба жолдору” пришлось доплачивать 600 тысяч сомов из бюджета республики. Кроме того, во время встречной проверки было обнаружено, что 12 человек из списка, которым были предоставлены билеты, вообще льготниками не являются. Так что можно предположить, что билеты ушли на сторону.
Сейчас Служба финансовой полиции Чуйской области проводит следствие в отношении субъекта СЭЗ “Бишкек” ОсОО “L. C. Тrading” по факту незаконного освобождения от таможенных платежей и реализации Общественному объединению по защите прав человека “Чинек” 450 тонн сахара, который вместо раздачи населению был просто продан. Где деньги, тоже нетрудно догадаться.
Нарушения выявлены и в Управлении начального профессионального образования министерства. За 9 месяцев прошлого года на содержание учебных заведений необходимо было 153087,6 тысячи сомов. Но до этой суммы недотянули. Чтобы закрыть финансовые бреши и не пострадать самим, ничего другого не придумали, как урезать паек учащихся. Нормами установлена сумма на питание одного учащегося — 21 сом в день. Безусловно, это мало. Тем не менее 20 процентов от этого мизера было отчислено на содержание обслуживающего персонала столовых. В результате учащимся в 2004 году на пропитание осталось 18,8 сома на человека в день, а в 2005 и того меньше — 13,7 сома.
Ревизоры уделили особое внимание товарно–материальным ценностям на 270 тысяч сомов. Оказалось, что между Управлением профтехобразования и неким ОсОО “Пейсли” был заключен контракт на поставку строительных материалов. Управление перечислило на счет фирмы необходимую сумму, а последняя таким образом закрыла свою налоговую дырку по НДС. Было проведено так называемое возвратное финансирование. Только вот незадача, договор был заключен еще в 2003 году. На дворе близится к завершению первая половина 2006 — ни денег, ни ТМЦ.
Остается добавить, что информация по финансовым нарушениям в Министерстве труда и социальной защиты направлена в парламент, правительство и Генеральную прокуратуру.
Любовь Борисенко.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14263/