Скоморохи–законодатели, или шутовская маска криминала
Четверо солдат спецназа, достойных сынов Отечества, защитников Родины, погибли в бою с вооруженными до зубов террористами. В понедельник в Оше прощались
с павшими, а в Бишкеке законодатели почтили их память минутой молчания.
Однако два иссык–кульских депутата Султан Урманаев и Кубанычбек Исабеков предложили парламентариям почтить заодно и память Тынычбека и Рыспека Акматбаевых, как бы поставив в один ряд смерть криминального авторитета в междоусобных разборках со смертью павших в бою за Родину.
Объяснили свой шаг нардепы просто. Мол, убитый в зоне Тынычбек и застреленный у мечети Рыспек — коллеги по законодательному полю.
Но на этом запас аргументов в защиту “доброго имени” и “чистой репутации” погибшего Рыспека у парламентариев не иссяк.
Исабеков с Урманаевым заявили, что они после гибели братьев общались с их родственниками и сторонниками. Так вот рыспековцы требуют, чтобы город Балыкчы, где избирались в депутаты Тынычбек, а затем и Рыспек, назвали Рыспек шаары или Рыспекчи, а на главной площади города установили монумент в честь братьев Акматбаевых. Семье убитого осенью в ИК–31 Тынычбека Акматбаева выплачивать ежемесячно пособие, какое получают вдовы военнослужащих. Мандат же, который так и не получил Акматбаев–старший, вручить ему посмертно, а право распоряжаться пропуском в ЖК закрепить за его семьей.
Все эти пункты в количестве семи штук изложены в списке требований к государственным властям. Но, как говорится, хотеть не вредно. Да, убитый не чтил Уголовный кодекс, пренебрежительно относился к законам. Но это вовсе не означает, что его сторонники и родня могут делать то же самое и шантажировать президента, требуя исполнения абсурдных желаний.
Вернемся к закону о памятниках, увековечении памяти в названиях улиц и городов. Согласно указу президента от 2004 года, городские кенеши всех уровней утвердили положения об установлении памятников, мемориальных досок и переименовании улиц. Если человек известен, как Пушкин или как маршал Жуков, все расходы по установлению памятников, переименованию улиц и городов берут на себя правительство и мэрия. Если же он при жизни ничем особым не отличился, но был добропорядочным гражданином, заслуженным государственным деятелем, имел высокие государственные награды и его земляки гордятся им, то в этом случае потребуется представить на рассмотрение горкенеша список всех его заслуг и наград и просить об увековечении его памяти гранитным бюстом или мемориальной доской. Кстати, в Бишкеке улицы уже все переименованы по три раза и можно давать именные названия только вновь образовавшимся. В случае положительного исхода определяется смета расходов для инициаторов. На все имеется прейскурант, но эти маленькие тайны городская администрация разглашать не пожелала.
Теперь вернемся к требованиям сторонников Р. Акматбаева. Он никогда не являлся видным общественным и государственным деятелем, напротив, был в бегах от законов государства, наград за заслуги перед оте-чеством не имел.
Что же двигало депутатами, чем руководствовались эти неглупые и знающие законы мужи, предлагая все это? Можно только догадываться. Но вот что ответил на это председатель Балыкчынского горкенеша Зарылбек Шарипов:
— У нас есть положение, основанное на указе президента от 2004 года об установлении памятников, переименовании улиц и городов. Во–первых, мы не можем устанавливать памятник Рыспеку и его брату. Для этого с момента их смерти должно пройти не менее пяти лет. Во–вторых, они даже не были коренными балыкчынцами, они чолпон–атинские. И в–третьих, они не являются видными государственными деятелями. Однако если родственники будут настаивать, мы рассмотрим их требования на заседании горкенеша. Может, спросим самих балыкчынцев, хотят они видеть у себя в городе памятник братьям Акматбаевым или нет. А насчет переименования города, это вообще на государственном уровне решается, и улиц новых у нас нет, чтобы их в честь Акматбаевых называть.
К сожалению, государство сегодня не в состоянии воздвигнуть гранитные или бронзовые памятники таким заслуженным кыргызстанцам, кем действительно может и должна гордиться страна, как Исхак Раззаков и Султан Ибраимов.
В минувшую пятницу сторонники Акматбаева под предводительством его защитника Исмаила Кочкарова хотели перекрыть дорогу Бишкек — Балыкчы близ экологического поста “Ак–Кеме”. Порядка 600 молодчиков спортивного телосложения, женщин–кликуш и дежурных аксакалов требовали в течение недели найти убийц Рыспека и отправить в отставку Феликса Кулова.
Не секрет, что подобные действия могут сорвать туристический сезон на Иссык–Куле, до начала которого остался месяц. Но вместо того чтобы работать, налаживать сервис, обустраивать пансионаты, иссыккульцы “работают” на митингах в защиту Рыспека. С недавних пор появилась профессия “пикетчик”, и, похоже, балыкчынцы в совершенстве овладели ею. Естественно, за участие в массовом шоу эти люди получают неплохие гонорары.
После переговоров с губернатором Иссык–Кульской области Эсенгулом Омуралиевым толпа разошлась, дорогу открыли. И опять посыпались угрозы — походы на Бишкек, штурм “Белого дома”. Научились у нас митингами и ультиматумами шантажировать власть.
Рыспековцы утверждают, что их идейного вдохновителя пристрелили из–за его “бурной” политической деятельности.
— Это не политическое убийство, это криминальная разборка, в результате которой погиб Рыспек Акматбаев, несостоявшийся депутат и весьма одиозная фигура. А сейчас его сторонники пытаются будоражить страну, держать в напряжении народ Кыргызстана, используют в своих целях рядовых жителей Иссык–Куля. Так не пойдет. Если я и поеду туда, то арестовывать этих подстрекателей, — заявил зам. министра ВД Омурбек Суваналиев.
Его поддержал министр ВД Мурат Суталинов, сказав, что если рыспековцы будут пытаться перекрывать дорогу или сотрясать Бишкек своими майданами и пугать штурмом “Белого дома”, то все они понесут наказание в соответствии с законом.
Что же касается расследования убийства Акматбаева, то его взял под личный контроль генеральный прокурор Камбаралы Конгантиев. Однако Суваналиев и другие милицейские высокие чины уверены, что киллеры сразу же покинули пределы республики, предположительно, они находятся в Казахстане. До завершения следствия запрашивать их у казахских властей следствие не намерено.
Если же рыспековцы и впредь будут перекрывать дороги и накалять ситуацию, то сами будут наказаны. Закон для всех един. Что же касается уголовных дел, что возбуждены против Рыспека и его сподвижников (их осталось уже шесть), то они отправлены на доследование.
Дарья Малеваная.
P.S. Свои услуги в разгоне митингов криминала предложила руководству ВД партия “Ар–Намыс”. Партийцы обратились с открытым письмом к первым лицам МВД.
Арнамысовцы уверены, что спо-
движники Рыспека просто спекулируют гибелью своего предводителя, единственная их цель — избежать уголовного наказания за свои деяния. Партийцы призывают милицию принять самые жесткие меры для пресечения всех акций рыспековцев. Если же блюстители порядка не пожелают бороться с криминалитетом, то сами арнамысовцы и представители гражданского сектора обещают поднять весь народ на борьбу с преступной силой.
“Мы будем защищать Бишкек всеми методами! Мы не можем позволить, чтобы криминальные структуры диктовали кыргызскому обществу и государственной власти свои порядки и условия”.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13986/