Лазейки налоговых махинаторов
Последние два года бюджет республики от неуплаты акцизного налога и НДС терял около миллиона долларов. Сотрудники Службы национальной безопасности в ходе успешной операции пресекли несколько крупных каналов поступления в республику фальшивых акцизных марок и контрабанды.
Марочные страдания
Английская фирма, подрядившаяся в свое время изготовить для нашей страны акцизные марки, утверждала, что подделка их полностью исключена. Увы, обещания англичан оказались мыльным пузырем. Подделывают акцизки и еще как. Причем, ладно бы кустарщики, а то легальные производители ликеро–водочной продукции не брезгуют пользоваться нелегальными наклейками. Так, на днях с арендного склада, на территории Бишкекского мясокомбината пытались вывезти 180 тысяч бутылок водки. Кода начали проверять, сами чекисты ужаснулись размаху “левого” товара. Почти половина бутылок была с фальшивыми акцизными марками. Такая же проверка проведена и в регионах. Результат ошеломляющий. В Караколе задержали 8 тысяч бутылок, из которых 3 тысячи с фальшивками, та же история в Токмаке, Канте, Нарыне и других городах.
Чекисты обратили внимание на то, что качество акцизок было просто отменным. Кустарным способом такие не изготовить. И визуально их трудно было отличить от подлинных. Подвели номера. Поэтому был разработан специальный план выявления канала поступления. Следы вели в Турцию и Китай. Но если фальшивки Поднебесной по качеству так себе, то турецкие отличались высокой технологией изготовления и соблюдением всех нормативов и параметров.
На “Дордое” в одном из контейнеров были обнаружены буквально залежи этих марок. В ходе расследования выяснилось, что акцизные марки завозились из Турции самолетом небольшими партиями в самых обычных сумках. Специалисты подсчитали, что в случае использования этой “продукции” на внутреннем рынке Кыргызстана ущерб составил бы более 100 миллионов сомов в виде неуплаты НДС и акцизного налога.
Суть махинаций заключается в следующем. Некоторые руководители фирм–производителей водочной продукции заключили договор на изготовление марок с совместным турецко–кыргызским предприятием, находящимся в Турции. Половину своей продукции выпускали на рынок с легальными марками, и с нее уплачивался налог. А вот другая половина подпольно уходила в торговые точки, а бюджет не имел с нее ни тыйына. А по бухгалтерии все было шито–крыто. Качество самой же водки никаких сомнений ни у кого не вызывало. А кому из потребителей есть дело, какая акцизная марка на бутылке?
Драгоценный рейс
Золото испокон веков привлекало к себе повышенное внимание людей. Достаточно вспомнить комедию “Бриллиантовая рука”. Вот примерно такого же Гешу Казадоева недавно “хлопнули” рыцари плаща и кинжала. Причем не где–нибудь, а в VIP–зале аэропорта “Манас” был задержан гражданин Кыргызстана, прибывший из Дубая. При досмотре увесистого чемоданчика путешественника были обнаружены слитки и ювелирные изделия. Общий вес контрабандного груза составил 27 килограммов, на более чем полмиллиона долларов. Задержанный в горячке стал утверждать, что вез столько побрякушек и слитков исключительно для личных нужд. Потом пригрозил “позвонить куда следует”, но ничего не помогло. Прямо из аэропорта его отправили в СИЗО СНБ. Теперь у него будет достаточно времени придумать более правдоподобную версию. А заодно поделиться со следователем, кому и зачем вез столько золотишка.
Это не единичный случай золотой контрабанды. Достаточно сравнить цифры официально завезенного в республику драгметалла и сколько продается в наших ювелирных магазинах и скупках. Разница существенная. Потери бюджета от драгоценной контрабанды не возьмутся подсчитать даже статистики.
Бороться с контрабандой запретительными мерами и карательными акциями бесполезно. Всю границу не перекроешь, к каждому магазину инспектора не приставишь. Нелегальный ввоз будет процветать, пока есть экономические предпосылки. Между тем в результате непродуманной государственной политики резко упали объемы производства кыргызских ювелирных изделий. Продукция наших ювелиров стала просто неконкурентоспособной. Парадокс! Но золотоносная республика не может себя обеспечить украшениями из драгоценного металла. При добыче золота 25 тонн в год республика не может обеспечить потребность ювелиров в 500–700 килограммов. Сегодня изделия наших ювелиров можно увидеть разве что на выставках. А в магазинах? Ширпо-
треб низкого качества. Другая головная боль — это 25–процентный акцизный налог. Именно он делает отечественные ювелирные изделия самыми дорогими в СНГ. Естественно, что при таком положении ювелирная контрабанда будет только расти. А бюджет терять на этом миллионы.
Похудевший груз
Еще одно “окно” для налоговых махинаторов — занижение фактурной стоимости товаров. Это явление сегодня самое модное и распространенное. Сотрудники СНБ взялись проанализировать конъюнктуру кыргызского потребительского рынка. Выяснилось, что едва не половина товаров завозится к нам контрабандно. Недавно, например, разоблачена деятельность трех турецких фирм. Их руководители выбрали изощренный способ отмывания денег. По этой схеме они работали на протяжении трех лет. Следствием установлено, что турки, открыв фирмы на подставных лиц, директорами (или, точнее сказать, зиц–председателями) поставили граждан Кыргызстана, чтобы налоговики не придирались, кто резидент, а кто нет. И стали завозить в республику разный ширпотреб. Но дабы не возникло проблем с таможней, они подменяли накладные и занижали стоимость грузов. А наши таможенники смотрели на все это сквозь розовые очки.
В результате, по самым скромным подсчетам, государственному бюджету коммерческой деятельностью этих фирм нанесен ущерб около 10 миллионов сомов. Правда, турки не стали спорить с нашими правоохранительными органами. Предпочли возместить в казну 7 миллионов сомов.
Но ведь это капля в море. Сегодня через таможенные посты республики проходят сотни тонн грузов, и проверить их реальную стоимость очень сложно. Этим успешно пользуются теневики. И пока поставить заслон им никто не может.
Любовь Борисенко.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13962/