Генпрокуратуре тоже есть дело до лампочек
В начале февраля министр промышленности, торговли и туризма Алмаз Атамбаев издал приказ об образовании Комиссии по проверке выполнения условий инвестиционной программы и договорных обязательств ОсОО “В.А.В.С.”. В нее были включены пять руководителей разного уровня министерства, депутат Жогорку Кенеша, специалисты Минэкономики и финансов, Минюста, СНБ, Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности, таможенной и налоговой инспекций, представители местной власти.
Они должны были на месте разобраться, сдержал ли свое обещание инвестор, вложил ли в Майлуу-Сууйский электроламповый завод по истечении трех лет свыше 18 млн. долларов или нет? Если не успел, то сколько еще он остался должен?
Менеджеры В.А.В.С. утверждают, что они свои обязательства выполнили, но у Министерства промышленности, торговли и туризма на этот счет серьезные сомнения, которые основываются на экономических показателях. Они говорят, что дела на предприятии идут хуже и хуже. Поэтому члены комиссии должны были дать ответы на эти вопросы. Чтобы после этого предпринимать какие-то шаги — то ли дальше продолжать работать с инвестором, то ли спасать от него предприятие и трудовой коллектив.
Но членам комиссии не суждено было собрать дорожные сумки. Их командировку в Майлуу-Суу неожиданно прервала Генеральная прокуратура, которая вынесла протест на приказ министра Атамбаева, мотивируя свое решением тем, что он “вынесен с нарушением закона и подлежит отмене”. Главный аргумент: инвестиционное соглашение между нашей стороной и россиянами, купившими 892703 обыкновенные именные акции МСЭЛЗ, а это 62,42 процента госдоли, скрепили своими подписями тогдашний министр промышленности Садриддин Джиенбеков и от В.А.В.С. — глава холдинга Виктор Столповских. Значит, и проверять инвестора должны только специалисты из министерства.
В своем протесте Генпрокуратура ссылается также на статьи Закона “Об инвестициях в КР”, запрещающих вмешательство в экономическую деятельность инвестора. “Разрешение инвестиционных споров осуществляется путем переговоров или в судебном порядке”.
Алмаз Атамбаев вынужден был подчиниться высшему надзорному органу и создать новую комиссию из числа своих подчиненных. На днях она закончила работу и сейчас готовит отчет. Пока все воздерживаются от комментариев.
Что в данной ситуации кажется примечательным? Даже видавших всякое на своем веку профессиональных проверяющих из числа таможенников, налоговиков, да и не только их, удивила скорая реакция Генпрокуратуры на, казалось бы, рядовое событие — создание комиссии для ревизии инвестиционных обязательств. В кои времена прокуроры, которым головы не поднять от навалившихся уголовных дел и разгула криминала в стране, влезали в экономический спор, который, можно сказать, еще до конца не обозначился?
Или Генпрокуратура встала на защиту инвестора? Это, конечно, похвально, но почему только в отдельно взятом случае? Почему столь избирателен ее подход?
Вообще, в связи с этим инцидентом возникла масса других вопросов правового характера. Почему только Министерство промышленности, торговли и туризма может инспектировать инвестора, разве госпакет акций принадлежит этому ведомству? По большому счету, государство дало его в управление Госимущества, а не министерству, которому только было поручено провести тендер. Во-вторых, МСЭЛЗ продавала комиссия, в составе которой были представители приватизационного ведомства, Минфина, СНБ, Минюста — всего восьми госструктур. А проверять, оказывается, по логике Генпрокуратуры, может только ведомство Атамбаева. Где здравый смысл?
Что касается невмешательства в экономическую деятельность инвестора. Три года в дела В.А.В.С. у нас никто не влезал – таково было условие договора. А теперь, получается, даже после его окончания кыргызская сторона не вправе узнать правду об инвестициях? Или кто-то очень не хочет, чтобы ее узнали?
Например, ставленница Виктора Столповских, заместитель генерального представителя В.А.В.С. в Кыргызстане З.К. Конгантиева? Не стану томить догадками, не однофамилица, а дочь генерального прокурора.
Это мы скоро узнаем. Если перед законом у Генеральной прокуратуры все равны и защита иностранного инвестора — священный долг для ее служителей, то она должна издать еще один протест на имя спикера Жогорку Кенеша и запретить и парламентской комиссии проверять электроламповый завод, где сегодня хозяйничают люди Виктора Столповских.
Лариса Ли.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13591/