Распечатать: Вузам будут давать оценки РаспечататьОставить комментарий: Вузам будут давать оценки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вузам будут давать оценки Посмотреть комментарии

17 марта 2006

ОБЩЕСТВО

Вузам будут давать оценки

    В Кыргызстане сегодня действует более сорока высших учебных заведений. С одной стороны, солидное количество институтов и университетов, безусловно, радует, но с другой — это как раз тот случай, когда количество не переходит в качество. Не секрет, что уровень выпускаемых многими кыргызстанскими вузами специалистов не только не соответствует международным стандартам, но и просто не удовлетворяет работодателей, которым приходится тратить несколько лет на практическое обучение дипломированного работника. В чем суть этой проблемы? В этом намерены разобраться эксперты, которые в ближайшее время будут проводить исследование в рамках проекта Фонда “Евразия” под руководством консультанта из США Владимира Бриллера.
    — Владимир, какова главная задача вашей работы в Кыргызстане и каких результатов планируете добиться?
    — Думаю, что участники проекта, а это и студенты, и преподаватели, и ректоры, и работодатели, и независимые организации, видят его конечную цель по–разному. Но, с моей точки зрения, суть нашей работы в научной оценке качества высшего образования в республике. Очень важно, что эта работа не будет зависеть от структур высшего образования, например, от Министерства образования, которое может быть так или иначе заинтересовано в результатах этого исследования.
    Примечательно, что инициатором этого проекта стал Фонд “Евразия”, негосударственная организация, которая не имеет прямых интересов в данной сфере. Для фонда главной задачей является проведение объективного анализа вузов, результаты которого будут способствовать повышению качества высшего образования. Подобный анализ весьма популярен в Европе, Азии и Соединенных Штатах прежде всего потому, что он позволяет выявить проблемы, которые существуют в вузах, а значит, дают возможность успешно их решать.
    Например, в США выходит в свет специализированный журнал US News and World Report, который вот уже много лет публикует результаты ранжирования по 120 параметрам. Это очень глубокое и обширное исследование. Оно не только помогает выявить внутренние проблемы самого вуза, но и становится своеобразным ориентиром для потребителей образовательных услуг. Хотелось бы заметить, что ни в коем случае рейтинг или ранжирование вузов нельзя рассматривать как попытку указать вузам их место в иерархии популярности или расставить по местам. Нет. Это лишь способ увидеть проблемы глазами специалистов.
    — По каким параметрам будут оцениваться кыргызстанские вузы?
    — Группа экспертов проведет сравнительный анализ работы нескольких университетов по определенным специальностям. Сейчас мы заканчиваем работу над инструментами и методологией оценивания. Мы будем основываться на базовой информации, которую предоставят сами университеты, и на опросе мнения участников процесса: студентов, работодателей, преподавателей и администраторов. Все анкеты предполагается разделить по блокам. Темы опроса самые разные, это и академическая репутация, и удовлетворенность студентов и преподавателей результатами обучения, и оценка качества работы вузов работодателями, и многое другое. После сбора информация будет тщательно проанализирована. Данные будут интерпретированы и обсуждены с администрацией вузов, и только затем будет проведено ранжирование. Думаю, его результаты мы получим уже к концу мая.
    — Есть ли опыт подобных исследований в других странах Центральной Азии?
    — Четыре года назад впервые подобный проект был инициирован Фондом Сороса в Казахстане. И мы столкнулись с определенными трудностями. Многие крупные вузы отказались от участия в программе, просто испугались за свое реноме. Они не увидели в эксперименте инструмент, который поможет вузам совершенствоваться. В результате ранжирования первое место занял небольшой частный вуз с очень хорошей репутацией. Никто не оспаривал присуждение первого места именно этому вузу, все участники согласились и с методикой сбора информации, и с методологией проведения эксперимента, и с гарантией качества информации.
    Оценивая университеты, мы брали только образовательные характеристики, например, добивается ли университет максимальных результатов, исходя из тех ресурсов, которыми располагает, дает ли он студентам то, что обещал; то, за что они платят деньги. Я думаю, что на эти вопросы мы ответили. Описание проекта было включено отдельной главой в сборник “Проблемы образования в Центральной Азии”, изданный в США.
    — Будут ли использоваться в Кыргызстане параметры, которые не применялись вами ранее?
    — Безусловно. Здесь мы предполагаем детально изучить отношение всех участников образовательного процесса к такому понятию, как “академическая честность”, и попытаемся определить, какой смысл они в него вкладывают. Важно исследовать вопрос академической честности во всей его многосторонности. Это гораздо актуальнее на данном этапе, чем клеймить кого–то и уличать, скажем, в коррупции. Подход к выяснению уровня академической честности будет строго научным, он лишь должен помочь вузам стать лучше.
    — Будете ли вы оценивать уровень профессорско–преподавательского состава?
    — При ранжировании оценить качество профессорско–преподавательского состава практически невозможно. Его можно оценивать только по уровню знаний студентов и их востребованности на рынке труда. Кстати, здесь мы будем опрашивать и работодателей, в Казахстане мы этого не делали. Наша группа попытается определить, насколько работодатели довольны продуктом. Если да, то, по всей видимости, профессорско–преподавательский состав качественный. Если нет, то, соответственно, низкий.
    Опрос выпускников и работодателей — это косвенное оценивание работы вузов. Понять картину качества — задача трудная, потому что качество образования есть понятие субъективное. К примеру, как можно оценить качество выпускников, если по некоторым специальностям они не могут устроиться на работу в Кыргызстане и, по сути, нет работодателей, которых бы можно было опросить. В Нарыне, например, трудоустройство по ряду специальностей будет более проблематичным, чем в Бишкеке. А значит, выпускники вузов должны устраиваться там, где есть работа. С другой стороны, не означает ли это, что вузы Нарына просто не нуждаются в тех специальностях, на которые в городе невозможно устроиться? То есть мы предполагаем, что наш проект позволит ответить не только на вопрос о качестве образования в вузах, но и на многие социальные и даже политические вопросы. Мы попытаемся также создать нравственный портрет современного студента.
    — Каковы перспективы вашего проекта, будет ли у него продолжение?
    — Надеюсь, что да. В дальнейшем Фонд “Евразия” хотел бы содействовать созданию организации, которая будет профессионально оценивать качество научной работы, управления, подготовки студентов, работы с выпускниками. Вузам нужна квалифицированная помощь. Я сейчас работаю практически во всех странах Центральной Азии, кроме Туркмении, и нигде научным оцениванием высшего образования независимые организации профессионально не занимаются. Главное, чтобы новая организация была действительно независимой, этаким “честным посредником”, главная цель которого — помочь вузам готовить студентов, востребованных не только в Кыргызстане, но и в других странах.
    Елена Казбекова.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13337/


Распечатать: Вузам будут давать оценки РаспечататьОставить комментарий: Вузам будут давать оценки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вузам будут давать оценки Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007