Воздушные змеи и корабли в бутылках
— Мы фактически единственные, где еще действуют технические кружки. Хотя дети заглядывают к нам с каждым годом все меньше и меньше. Предпочитают больше ходить на рукопашный бой, а также петь и танцевать, — сетует директор Республиканской детской инженерно–технической академии “Алтын–Туйун” Валентина Ивановна Сирмбард.
Еще пять–шесть лет назад технические кружки пользовались огромным спросом. Нынче руководство центра с ностальгией вспоминает времена, когда проходили соревнования судомоделистов на аэропортовском озере. Сейчас остались только воспоминания.
— Соревнования были непосредственным стимулом. Последние прошли летом 2004 года. Участвовало 60 моделей. Особенно отмечу подводную лодку “Форель”. Проводился и конкурс “Интеллектуалы XX века”. В этом году пройдет, наверное, только детский симпозиум, — рассказывает Валентина Ивановна.
— Выставки судов проходят, но намного реже. С перевозками проблема. Да и новые модели можем выставлять один раз в два года. Бывает, что на изготовление одной уходит полтора года. Обычно устраиваем что–нибудь к 23 февраля, в прошлом году — к 60–летию Победы.
На данный момент в кружке судомоделизма занимаются 12 человек. Желающих может быть много, а преданных в результате остается третья часть.
Сам кабинет, где занимаются ребята, тоже приходит в негодность. Есть ванная, которую наполняли водой когда–то и проверяли суда. Сейчас такого нет. Есть во дворе центра бассейн, но разваленный. На капитальный ремонт денег нет. Хотя Первомайская администрация обещала починить. Да что там говорить, свою часть здания с трудом отвоевали — хотели выселить. Шесть лет борьбы. Чего это стоило, не передать словами. Вообще специалистов–технарей мало, не каждый согласится работать за копейки и в таких условиях. Но пусть и единицы, но фанаты своего дела есть.
— Это моя душа, — говорит преподаватель кружка судомоделизма Михаил Васильевич Доценко.
Дмитрий Бобылев возглавляет кружок авиамоделизма. В кабинете на стенах, окнах нет свободного места — всё завешано воздушными змеями, планерами и другими летающими объектами.
— Вот плоский русский змей висит без действия, но наступит и его полет. Всему свое время, — показывает Дмитрий.
Гордость стендовых моделей — копия самого маленького самолета в мире, изготовленного во Фрунзе конструктором Виктором Дмитриевым. Что–то, конечно, потеряно — всего не сохранилось. Остался, например, макет станции “Мир”. Когда–то она моргала.
Быть авиамоделистом может каждый. Сейчас в кружок записано 25 человек. Стабильно ходят 15 . Было время, когда в очередь становились. Ныне приоритеты поменялись. Но без технарей все равно никуда. Особенно Дмитрий отметил мальчика из Сокулука. Ему 12 лет, а уже может похвастаться стендовой моделью. Сам склеил самолет. На первый взгляд кажется, что это легко. Ан нет. Не каждому хватит терпения.
— Посмотрите, на вид просто бумага. Кажется, все так банально. А это бумажный образец — база, азбука, фундамент модели, — объясняет Дмитрий. — Важно при этом не просто делать модели, но и знать историю. Это не только искусство, но и наука. Какой стране принадлежит самолет, опознавательный знак. Этому можно посвятить целый семинар.
Дети действительно получают военно–патриотическое воспитание. Здешние ученики, с уверенностью можно заявить, армии не боятся. Сами говорят, что пойдут без проблем.
С шести лет дети посещают начальный технический кружок моделирования. Бывает, что приходят родители и говорят: “Научите ребенка молоток держать, а то его папа ничего не умеет делать”. Мамам пацаны смастерили подарки на 8 Марта. Знаете, как приятно. В кружке занимается единственная девочка. А ведь девчонкам, считает Дмитрий, прямая дорога в авиамоделизм: здесь они приучаются аккуратности.
— У нас ребята занимаются в основном коллективно. Делать–то мы что–то делаем, но с кем соревноваться? Мечта наша, чтобы на правительством уровне приняли постановление о развитии технических видов спорта. Еще хочу учредить свой специальный приз для девчонок, которые занимаются техническим видом спорта. Это будет роза — королева цветов. Девчонкам сложнее продвигаться в мужском коллективе. А тут достигла вершины — гордость просто. Помните, например, Валентину Терешкову, — рассуждает Дмитрий.
В Ташкенте, как поведал Бобылев, на технические кружки выделяются немалые средства. С приходом Путина в России начали возрождать аэрокосмическую отрасль. Технарем там быть престижно. Вот в 2005 году на Байконуре были соревнования, но наши не нашли спонсоров. А ведь можно авиамодели, по словам Дмитрия, эффективно использовать в качестве рекламы. Например, на воздушном змее поместить логотип фирмы, компании. Одно знаменательное событие в кружке было 8 февраля 2004 года — авиамодельный праздник, проходивший на стадионе в Канте.
Еще одна гордость Дмитрия — корабли в бутылке. Чтобы сделать такой сувенир, требуются терпение и кропотливый труд. Пинцет, точность, сдержанность обязательны в работе. Одну из работ Дмитрий посвятил женщине и назвал ее Нэшкой. Вдохновение было такое, что на работу ушла всего неделя. Как смастерить этакую диковинную вещь, Бобылев никому не говорит, даже своих учеников не посвятил. Говорит, пусть самостоятельно находят ответ на вопрос. Единственное, чем делится, не все бутылки годятся для такой поделки. Лучше всего подходит тара от джина, виски. Стекло дешевых бутылок искажает. В планах Дмитрия — корабли в электролампочках. Последнюю бутылочную работу “Алые паруса” он сделал в феврале за десять дней.
— Жаль, что Ассоль у меня нет… Если бы я не пошел в конструкторы, то стал бы нейрохирургом. Мне многие говорят, что я “крейзи”. Удивляются, как у меня терпения хватает на такую мелочевку. Иногда бросить все хочется, но потом успокаиваешься. Делаю для людей. Когда они восхищаются, меня это вдохновляет. Дебют у меня был в 1998 году. Сделал весельное судно в бутылке из–под виски. Кстати, в Москве такие сувениры стоят от 90 долларов США, — говорит Дмитрий. — Еще я люблю вертолеты. Да и вообще я люблю все, что летает, ездит и коптит. Даже разрабатывал проект по пароходам.
Очень жаль, что у нас считают, если ты работаешь с детьми, то ты уже второй сорт. Зарплата маленькая. Мужчины на такую работу почти не идут. Я вот тоже подумываю, а стоит ли этим заниматься. На личную жизнь времени нет. Уйти в коммерцию. Так если я уйду отсюда, кто же меня заменит?
Юлия Сушкова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13313/