Распечатать: Не так страшна революция, как коррупция РаспечататьОставить комментарий: Не так страшна революция, как коррупция Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не так страшна революция, как коррупция Посмотреть комментарии

14 февраля 2006

КОРРУПЦИЯ

Не так страшна революция, как коррупция

    Угроза революцией в устах некоторых радикально настроенных политиков стала действенным орудием запугивания общества. Особенно чувствителен к подобным прогнозам бизнес, требующий сегодня от власти политической стабильности в стране и гарантий безопасности — личности и средств, вложенных в экономику. Именно того, что сейчас является дефицитом в Кыргызстане. Отечественные предприниматели, в принципе привычные к стрессам, и те обеспокоены не на шутку. Республика теряет имидж, ее начинают бояться деловые партнеры, а что уж говорить об иностранных инвесторах, которые не знают, что ожидать от страны, где законы меняются в зависимости от настроения и коммерческих интересов той или иной группы людей во власти. Обеспокоенность политической ситуацией, усилившимся давлением на бизнес со стороны правоохранительных органов — эта тема неоднократно становилась предметом обсуждения Международного делового совета (МДС), вот и неделю назад сообщество вновь внесло эту проблему в повестку дня. На сей раз пригласив в качестве спикеров секретаря Совета безопасности Мирослава Ниязова, депутата Жогорку Кенеша Марата Султанова, а также Вячеслава Хана — тогда еще заместителя секретаря Совета безопасности.
    До них настроить иностранных инвесторов, вложивших сотни миллионов долларов в экономику Кыргызстана, на деловую волну пытались и экс–вице–премьер Данияр Усенов, и глава кабинета министров Феликс Кулов. Но их обещания обеспечить защиту прав и безопасности бизнесменов, оградить от чрезмерного внимания проверяющих и активизировавшихся криминальных элементов претворились в дела, но… только с точностью до наоборот. Подтверждением тому — ряд громких заказных убийств, которые носили не политический, а, скорее, коммерческий характер, заключение под стражу предпринимателей. С недавних пор и без того неважный инвестиционный климат еще более стали портить предсказания о назревающих новых политических катаклизмах.
    К чести Мирослава Ниязова, он с этих острых вопросов и начал свое выступление:
    — Возможна ли контрреволюция, будут ли защищаться права человека, будет ли защищаться бизнес, не опасно ли инвестировать в Кыргызстан, какие гарантии может дать государство в интересах как защиты прав человека, так и бизнеса? Отвечу коротко: у нас нет выбора. Страна должна идти по пути последовательного развития. Я понимаю, что людей сегодня пугают заявления некоторых политиков относительно того, что весной ожидается очередная революция. По этому поводу я уже сделал официальное заявление: страну не ожидают потрясения, страна будет развиваться по мирному пути. Что сегодня говорят политики, крайне радикально настроенные? Они утверждают, что балом будет править криминалитет, что Кыргызстан потенциально опасен. На это я хочу сказать: есть множество нерешенных проблем, оставленных нам в наследство, но я одновременно хочу сказать, что есть политическая воля руководства с одной стороны, есть гражданская воля с другой, нацеленные на то, чтобы преодолеть все проблемы, которые испытывает наше государство. Я заверяю, не будет в стране потрясений, как некоторым это хочется. Всякий патриотизм, основывающийся на полуправде, — это не патриотизм вовсе, а опасная профанация. Не надо пугать народ, он и так устал от революционных потрясений, от угроз политиков.
    Секретарь Совбеза заверил, что в республике будет наведен порядок и власть это сделает с помощью “качественно нового гражданского общества”. Он признался, что у новой власти нет достаточного опыта, но самое главное — есть воля и желание изменить ситуацию к лучшему. Это и будет гарантией того, что она совместно с НПО будет последовательно заниматься локализацией очагов напряжения, мешающих созидательному труду и отравляющих мирную жизнь граждан.
    По мнению Мирослава Ниязова, и самозахват земель, и практика захвата административных зданий и хозяйствующих объектов, и неблагополучная криминогенная обстановка, и нерешенные вопросы на границе, и религиозный экстремизм — все они в отдельности могут создать системообразующие очаги напряженности. Совет безопасности, заверил глава Совбеза, подготовил целый ряд предложений по их поэтапному снижению и уничтожению. Лишь требуется политика, направленная на консолидацию общества, а не раскол.
    — Я уверен, что абсолютное большинство граждан намерено жить в рамках стабильности, порядка и законности — это единственное условие, при котором мы можем развиваться, — сказал высокий чиновник в заключение. — Я надеюсь, что деловые проекты, которые есть и еще будут, государство защитит.
    То, что перечисленные проблемы носят закономерный характер и сказывается тяжелое наследство, с Ниязовым никто из участников разговора не пытался спорить. Вопрос, мучающий людей, заключался, скорее, в том: доколе это будет продолжаться? Раз власть все знает и понимает, почему играет на терпении людей, дожидается, пока они не выйдут протестовать на улицы? Митинг, голодовка, пикет, самосожжение — вот самые действенные на сегодня методы обратить внимание власти на свои проблемы, иначе никакой реакции на письма, жалобы, обращения не дождешься. Это уже очень хорошо усвоили в нашем обществе. А ведь именно эти акции протеста и дестабилизируют политическую обстановку. Получается, что власть, с одной стороны, призывает к мирному разрешению конфликтов, с другой — своим бездействием и равнодушием или, напротив, вмешательством в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов провоцирует беспорядки.
    Участники МДС с нескрываемой тревогой говорили о том, как благодаря правоохранительным и судебным органам ломаются не только бизнес, но и судьбы предпринимателей, оказавшихся в жерновах карательной системы. За несколько дней один следователь разрушал предприятия, на строительство которого ушли долгие годы, были затрачены огромные, по нашим меркам, средства.
    — Ни один инвестор, с которым мы работаем, не может знать, что произойдет с его бизнесом завтра. Ведь кто–то может раскопать, что предприятие, в которое вложены миллионы долларов, было приватизировано с нарушением еще на заре перестройки, и затеять судебный процесс, — с нескрываемой горечью высказала общую боль отечественных и зарубежных предпринимателей руководитель компании “Сенти” Неля Симонова.
    Разговор по этой трудной проблеме продолжил председатель Комитета по законодательству и госустройству, законности и правам человека Жогорку Кенеша Марат Султанов. Он сообщил прелюбопытнейшие вещи: за последние десять лет, по информации министра внутренних дел М. Суталинова, в Кыргызстане к уголовной ответственности не было привлечено ни одного следователя за незаконное открытие уголовных дел при том, что за это время правоохранительные органы завели более 100 тысяч уголовных дел!
    Каждый год в республике совершается в среднем 18 тысяч правонарушений, из них приблизительно 9,5 тысячи доходит до правоохранительных органов, примерно 1 тысяча дел в процессе следствия приостанавливается, остальные 8,5 тысячи доходят до судов. Статистика говорит, что из них 1 процент судьями, как правило, отклоняется. Наблюдается явный обвинительный уклон — 99,9 процента требований суд поддержит. По этому поводу депутат не скрывает удивления: неужели следователь всегда бывает прав? Откуда тогда в стране такой высокий уровень коррупции?
    — Если мы хотим, чтобы страну уважали, чтобы инвесторы не боялись вкладывать в нее капиталы, правоохранительные органы должны их защищать от нерадивых следователей, злоупотребляющих своим служебным положением, — считает Марат Султанов, — потому что это тоже один из элементов безопасности страны. Ни для кого не секрет, что налогоплательщики хотели бы знать, как распределяются налоги. Но часто людям, наделенным властью, зарплата не нужна. Им достаточно тех полномочий, которые они получают от государства. В качестве примера приведу случай с нашумевшим делом Турбатова, когда с человеком элементарно сводились счеты. Государство должно жестко пресекать такие случаи, наказывать виновных в этом, чтобы другим было неповадно использовать правоохранительные органы в конкурентной борьбе, для продвижения своего бизнеса.
    Второй проблемой, требующей решения, народный избранник считает — необходимо поставить следственные органы под контроль общественности, чтобы их не могли использовать в конкурентной борьбе. У нас должно быть несколько элементов, которые бы защищали граждан: возможность обратиться с апелляцией в международный суд; второе, нужно обучать наши правоохранительные органы, потому что они зачастую принимают неверное решение не по злому умыслу, а по незнанию — многие не владеют основами рыночной экономики. То, что в бизнесе считается нормальным, следователи часто трактуют как преступления. Иногда сама ментальность мешает им. Следователи, занимающиеся экономическими преступлениями, должны сдавать экзамены по экономике, получать сертификаты.
    Мирослав Ниязов вынужден был признаться, что сегодня во властных структурах еще присутствуют старые шаблоны и подходы, неприемлемые в новых рыночных условиях. Его заместитель (теперь уже бывший) Вячеслав Хан был солидарен с ним: “Нужно отходить от стереотипов”. Он напомнил, что есть указ президента, по которому органам внутренних дел и национальной безопасности запрещено заниматься расследованием экономических преступлений, за исключением финансовой полиции. Делается это для того, чтобы защитить инвесторов, предпринимателей.
    — Я думаю, что в перспективе те, кто должен заниматься проверками, прежде должны заручиться санкцией прокурора. Необходимо также повысить ответственность тех, кто принимает такие решения, — высказал свою точку зрения на проблему В.Хан. — С другой стороны, я призываю предприниматей быть более последовательными в отстаивании своих попранных интересов и подавать в суд на тех, от кого пострадали. Добиваться возмещения полного ущерба. Нужно создать прецедент.
    Чтобы уменьшить коррупцию в правоохранительных органах, Марат Султанов считает, что надо пересмотреть законодательство. Оно у нас грозит нарушителям чрезмерно строгим наказанием. Депутат уверен, что при очень высоких ставках у следователей больше желания нагреть на этом руки. Анализ законов советского периода и сегодняшних показывает: по всем статьям идет ужесточение. А это только на руку строгим следователям. Марат Султанов в связи с этим остановился еще на двух аспектах, которые могли бы уменьшить уровень коррупции, — усилить роль адвокатуры и изменить механизм формирования судейского корпуса. В ЖК ряд судей не выдержал экзамена — из 7 только четверо получили работу. Но парламент только утверждает кандидатуры, подбором и расстановкой судей занимается Национальный совет по делам судей, а это политический орган, нежели профессиональный.
    Теоретически все, что говорили руководители Совбеза и депутат, правильно. Но, глядя на невеселые лица членов МДС, можно было без труда угадать, что особой веры в слова у тех уже не осталось. Пока и правительственные чиновники, и депутаты, которым по статусу не положено заниматься бизнесом, будут прямо или косвенно им заниматься, используют все методы — от принятия закрытых постановлений и использования парламентской трибуны до инициирования разными способами уголовных дел против своих конкурентов. А правоохранительные органы, прокуратура, органы национальной безопасности будут им в этом подмогой.
    Лариса Ли.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12970/


Распечатать: Не так страшна революция, как коррупция РаспечататьОставить комментарий: Не так страшна революция, как коррупция Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не так страшна революция, как коррупция Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007