Порядок начинается с уважения. К закону
— Прежде всего мы должны добиваться того, чтобы у нас в стране самым строжайшим образом соблюдались законы, — считает прокурор Ленинского района столицы Абай Аппаков. — Ни для кого не секрет, что благополучие в тех же развитых европейских государствах во многом зиждется на устоявшемся принципе соблюдения закона. Там каждый гражданин независимо от чина и ранга твердо знает, что наказание неотвратимо за любое, даже малое правонарушение.
— Но ведь вы понимаете, что нам к этому идти еще долгие и долгие годы...
— В Кыргызстане народ грамотный, образованный, и если мы всем миром начнем добиваться того, чтобы каждый член нашего общества действовал только в правовом поле, жизнь в государстве станет гораздо спокойнее. Когда уважение к букве закона станет догмой, тогда, поверьте, ситуация начнет меняться.
— Это в теории. Пока же обеспечение принципа верховенства закона — всего лишь мечта...
— А у нас нет другого выхода. Происходящая в последнее время откровенная криминализация всех слоев общества наносит непоправимый вред и подрывает устои государственности. У людей сознательно или же бессознательно вырабатывается правовой нигилизм. Именно он ведет к общественным беспорядкам, неподчинению, саботажу, пикетам даже по незначительному поводу, что отвлекает силы, время и так далее. Аналитики, к слову, убеждены, что прокатившаяся сразу после мартовских событий волна самозахватов земли и других негативных явлений в определенной степени способствовала росту преступности, ведь тогда, если вы помните, чуть ли не весь личный состав правоохранительных органов был брошен на обеспечение общественного порядка. А в это время сотрудники того же уголовного розыска должны были заниматься совсем другими делами.
— Скажите, а вы проводили анализ ситуации на “своей территории”, ведь Ленинский район, особенно окрестности Ошского рынка, считается достаточно неблагополучным в плане криминогенной обстановки?
— Обязательно. В прошлом году в Ленинском районе было зарегистрировано 2131 преступление, что на 290 больше, чем в 2004 году. Таким образом, мы имеем рост преступности на 15,8 процента. При этом групповых преступлений совершено 274, из них организованными группами — 7. То есть здесь тоже наблюдается динамика.
В основном преступления совершаются безработными (80,2 процента), причем Уголовный кодекс, как правило, нарушает молодежь от 18 до 30 лет. Не в ладах с законом и несовершеннолетние, которые все громче пытаются “заявить” о себе.
Если говорить о раскрываемости преступлений, то она в прошлом году составила 53,8 процента, что на треть ниже показателей прошлого года.
Произошел значительный рост преступлений из категории тяжких и особо тяжких.
— А что вы можете сказать о конкретных видах преступлений?
— В прошлом году у нас совершено 29 убийств, что очень тревожит. В 2004 году их было зарегистрировано 13, выходит, рост составил 123 процента. Также было возбуждено гораздо больше уголовных дел по фактам изнасилования, отмечается и заметное увеличение правонарушений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью.
Но настоящей бедой стали кражи личного имущества граждан и грабежи, которые составляют 64,7 процента всех преступлений. Наш бич — нападения на пешеходов средь бела дня, и жертвами обычно становятся представительницы слабого пола. Грабители хватают все, что попадется под руку, — сотовые телефоны, сумки с продуктами, золотые украшения. Больше всего таких случаев происходит в районе Ошского базара, и далеко не все потерпевшие обращаются с заявлениями в силовые структуры, понимая, что поймать таких воров очень непросто.
Если обратиться к статистике, то в прошлом году в районе совершено 945 краж и 446 грабежей. При этом прослеживается явная тенденция к снижению их раскрываемости, в частности, краж — на 34,4 процента, а грабежей — на 27,6. К примеру, в 2004 году раскрываемость краж составляла 81,9 процента, а в 2005 году — 47,5, грабежей, соответственно, в 2004 году — 73,8 процента, а в 2005 — 46,2.
Хотелось бы затронуть еще один важный момент. Как известно, после мартовских событий столицу всколыхнула волна захватов и других правонарушений в сфере земельных отношений. Замечу, что мы провели более двадцати проверок и по их результатам возбудили 7 уголовных дел, внесли 10 представлений в отношении различных должностных лиц, 47 протестов на незаконные акты районной администрации о выделении земельных участков, предостерегли 5 лиц, пытавшихся захватить муниципальные и государственные земли. Вместе с местными властями мы постоянно проводим встречи с жителями новостроек, беседуем с людьми, предупреждаем их о недопустимости подобных действий.
Имеют место и нарушения земельного законодательства такими службами, как Бишкекглавархитектура, ГАСК, Госрегистр Бишкека, которые в принципе должны стоять на страже интересов народа. Реалии таковы, что, однажды проснувшись утром, вы увидите, что половина вашего участка кем–то захвачена и там уже возводится дом или забор. Как это случилось с жителем столицы, проживающим в районе улиц Ахунбаева и Баха. При проверке выяснилось, что ответственное должностное лицо Ленинской райадминистрации выдало липовое решение и одним росчерком пера передало целых семь соток другому гражданину.
— Если проанализировать цифры по состоянию преступности, какие напрашиваются выводы?
— Нас волнует рост экономических преступлений, связанных с причинением ущерба государству. В отличие от прошлых лет все чаще стали выявляться факты, когда потерпевшим выступает государство в лице государственных бюджетных организаций. Вот только один пример: менеджер госпредприятия “Кыргызресурсы” в 2003 — 2004 годах получил 580 тысяч сомов для заготовки сырья, которые он присвоил и растратил. После проверки прокуратура района возбудила уголовное дело по статье “хищение в особо крупном размере”. Ущерб удалось возместить, а дело было направлено в суд.
Другой случай. После вмешательства прокуратуры государству возвращено домостроение стоимостью 625 тысяч сомов, которое некая гражданка незаконно приватизировала. Список таких дел можно продолжать еще и еще...
Мы отмечаем и резкий рост преступлений в общественных местах — почти на 50 процентов. На наш взгляд, это результат недостатка или даже полного отсутствия общей культуры. Иные кыргызстанцы восприняли гласность и демократию как вседозволенность и возможность реализовать свои, увы, далеко не лучшие наклонности. Правонарушители стали совершать преступления с особым цинизмом и вызовом обществу. И если вернуться к началу нашего разговора о том, как загнать “джинна в бутылку” и обуздать криминал, то, думаю, силами одних только правоохранительных органов ничего не изменить. Нужны не только политическая воля, но и желание всего общества изменить ситуацию к лучшему. Может быть, нам нужно вспомнить ценный опыт и возродить народные дружины.
— Абай Таипович, сейчас очень много говорят и о необходимости чистки в самих правоохранительных органах...
— Работа на этом нелегком фронте ведется постоянно, и с большим сожалением приходится констатировать, что ее не убавляется. Прокуратура нашего района внесла в Ленинский отдел внутренних дел 29 представлений об устранении нарушений закона, было также возбуждено 37 дисциплинарных производств в отношении сотрудников внутренних дел за различные нарушения норм уголовно–процессуального законодательства во время следствия и доследственных проверок. Дисциплинарные взыскания получили 40 сотрудников ОВД, а заместитель начальника РОВД по расследованию, начальник следственного отдела и его заместитель были освобождены от занимаемых должностей.
— По какой причине?
— Наши проверки выявили многочисленные факты ничем не оправданной волокиты, что недопустимо. Есть и другие нюансы. Например, в прошлом году сотрудники прокуратуры проверили 2684 материала, по которым органы внутренних дел вынесли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Высветилась такая картина: немалая их часть оказалась незаконной. И мы отменили 126 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, а также более двухсот постановлений о приостановлении следствия. При этом было отменено 18 постановлений о прекращении уголовного дела.
Всего один пример. Житель Бишкека обратился в милицию с заявлением, в котором просил принять меры в отношении неизвестных лиц, которые неправомерно завладели его автомашиной. Ленинский ОВД возбудил уголовное дело, но расследование практически не проводилось. А через некоторое время дело и вовсе было приостановлено, причем без каких–либо веских оснований. Прокуратура выявила грубейшие нарушения, и только после ее вмешательства виновные были найдены — теперь они будут отвечать по закону. И таких примеров можно привести множество...
Все это говорит о том, что в самих правоохранительных органах далеко не все так благополучно, как хотелось бы. Добавлю, что прогнозы экспертов неутешительны и очевидно одно — если мы не начнем предпринимать кардинальные меры, в ближайшие два года преступность будет только расти, хотя темпы прироста могут и не быть столь высокими, как сегодня. Ясно и другое: только правоохранительным органам справиться со всеми этими сложными проблемами крайне сложно. Но сначала нам всем, повторю еще раз, нужно научиться уважать закон.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12886/