Учесть золотой опыт
В последнее время в стране заметно активизировалась работа по определению государственной политики в сфере физической культуры и спорта. По этому поводу недавно прошли конференция на Иссык–Куле, передача по телевидению с участием известных работников данной отрасли, опубликована статья в «МСН» и т.д.
Отмечены негативные явления и тенденции в области физической культуры и спорта и подчеркивалось: если мы не предпримем срочные меры на государственном уровне, то, возможно, нас ждут катастрофические последствия.
Проведенные мероприятия воспринимаю как приглашение на разговор для разработки конкретной государственной системы физического воспитания, обеспечивающей массовость физической культуры и спорта (ФК и С).
Анализ мнений и рекомендаций различных авторов наводит на размышления:
1. Государственная политика в сфере ФК и С должна реализоваться на государственном, общественном и частном уровнях.
2. Кто должен разработать и проводить отмеченную госполитику? (Предлагается создать Координационный совет по ФК и С при президентской администрации или правительстве).
3. Требуется внедрение президентских тестов на физическую подготовленность.
С первым тезисом, пожалуй, можно согласиться, остальные нуждаются в корректировке, уточнениях и дополнениях.
Однозначно, что государственную политику в сфере ФК и С должно разработать Государственное агентство по физической культуре и спорту при правительстве страны. Оно же должно определить стратегию и тактику внедрения её в жизнь, решать её управленческие, организационные, научные, методические и многие другие вопросы.
По этому поводу не могу согласиться с мнением одного из уважаемых специалистов, сказавшего по телевидению, что выработка государственной политики в сфере ФК и С не является сутью работы этого агентства. Оно якобы должно заниматься лишь проведением в жизнь уже выработанной госполитики. Конечно, нам понятно, что агентство в настоящее время не обладает необходимым потенциалом, чтобы разработать свою доктрину. Как назначаются кадры в этом ведомстве — нам всем известно! Но госагентство может выступить заказчиком для КГАФКиС, создать рабочую группу для достижения цели.
В Координационный совет по ФК и С преимущественно должны войти руководители министерств и ведомств, которые в силу своей специфики объединяют большое количество людей (образования, внутренних дел, обороны, местного самоуправления и т.д.), а также ученые и специалисты физкультурно–спортивной отрасли.
Именно госагентство должно предложить планы–программы, нормативные основы физического воспитания (а не президентские тесты, о которых речь пойдет ниже), управленческие, организационные аспекты и многое другое конкретным членам Координационного совета (руководителям министерств и ведомств). При этом члены Координационного совета должны нести персональную ответственность за состояние массовой физической культуры и спорта, физическую подготовленность людей вверенной им отрасли.
Внедрение тестов по определению физической подготовленности (назвать их президентскими, видимо, преждевременно, если до 80% молодежи, как отмечалось в выступлениях, далеко не отвечает требованиям современного общества) — это полумера. Отмеченные тесты будут иметь ряд недостатков. Например: не стимулируется дальнейшее физическое совершенствование после сдачи данных тестов. Поэтому следует разработать и внедрить многоступенчатые, усложняющиеся по требованию нормы физической подготовленности. За образец можно взять былой всесоюзный комплекс “Готов к труду и обороне СССР”, видоизменив название.
Если учесть, что советская система физического воспитания была одной из самых передовых в мире, то не следует игнорировать поистине золотой исторический опыт. Самым слабым звеном выступивших авторов является то, что они для разработки, внедрения и эффективного функционирования государственной политики в сфере ФК и С упирают на необходимость выделения значительных бюджетных средств, перераспределения бюджетных средств здравоохранения (в этом, конечно, есть рациональное зерно), а также на необходимость ориентироваться на различные международные фонды (например, Фонд “Сорос—Кыргызстан”)...
Считаю такой подход финансового обеспечения недостаточным. Ибо бюджет нашей страны оставляет желать лучшего и вряд ли сможет полнокровно обеспечить предлагаемую государственную политику по развитию массовой физической культуры и спорта. Спонсорская же помощь заморских богатеев может быть разовой. В крайнем случае — кратковременной. И проблем наших далеко не решит. Надо быть реалистами!
Думаю, что в нашем незавидном положении государство должно занять жесткую, “спартанскую политику”. А именно: требовать обязательной сдачи многоступенчатых норм физического воспитания, увязав эту сдачу с социальным ростом (то есть, скажем так, “ненормированные” кыргызстанцы не могут переходить из класса в класс в общеобразовательной школе, поступить в вуз, переходить с курса на курс в вузе, закончить службу в армии, получать звания, повышаться по службе и т.д.
Освобождение от сдачи норм должно быть в исключительных случаях. Даже инвалиду следует сдать специальные нормы, лежа или сидя.
Насущное принуждение к систематическим спортивным занятиям эффективно отучит молодежь от курения, алкоголя, других негативных явлений. Молодежь, находящая ныне финансовые средства на сигареты, водку и пиво, будьте уверены, направит их на покупку спортивного инвентаря и одежду. А систематические занятия физической культурой и спортом обеспечат в течение 15–20 лет внедрение их в естественный образ жизни общества.
Конечно, немало других вопросов в разработке госполитики в сфере ФК и С, которые необходимо обсудить дополнительно.
Болот Мотукеев, вице–президент Олимпийской академии, кандидат педагогических наук.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12456/