Для чего была революция
Каким быть Кыргызстану завтра — авторитарным или демократическим? Практически весь вчерашний день депутатский корпус страны посвятил обсуждению этого самого важного сегодня вопроса. А речь шла все о ней же — о новой Конституции, точнее, о ее проекте.
Понятно, что главная проблема, которая волнует всех и каждого, — форма правления. Одни убеждены в том, что на данном историческом этапе нам нужна президентская республика, кто–то ратует исключительно за парламентскую, другие считают, что наша сила только в президентско–парламентском правлении. Но однозначного ответа, каким быть Кыргызстану, у палаты, конечно же, нет и быть не может — уж слишком велик разброс мнений.
Но сначала депутат Кубатбек Байболов представил проект конституционного закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики”, подготовленного группой парламентариев.
— Я очень хочу, чтобы наши соотечественники поняли прямую связь между своей плохой жизнью — униженной и недостойной — и Конституцией, — рассказал журналистам Кубатбек Байболов. — Многие этого не улавливают: я много раз слышал утверждения о нецелесообразности конституционной реформы. Иные говорят — давайте оставим политику, займемся экономикой, но люди должны понять, что экономика будет успешно развиваться только в том случае, если ей создать хорошие условия. И главное предназначение Конституции — это защита людей от непомерных аппетитов власти. Кто–то хочет сейчас реанимировать акаевскую Конституцию, которая их довела до нищеты.
В общем, К. Байболов и его единомышленники ратуют только за парламентскую республику. По мнению Кубатбека Байболова, президентская форма — сосредоточение безмерной власти в одних руках:
— Неужели есть кыргызстанцы, которые еще не ощутили ущербность президентской системы правления страной, ведь это и уродливая кадровая политика, и разграбление, и хищническая приватизация, и коррупция... Все это мы почувствовали сполна на себе...
Депутаты, которые готовили проект, считают, что парламентская система — это прежде всего система взаимной зависимости: правительство несет ответственность перед парламентом, а в случае выражения парламентом недоверия правительство отправляют в отставку. В то же время исполнительная власть имеет право распустить парламент.
Такого же мнения придерживается депутат Мелис Эшимканов:
— Те ветви власти, которые дополняют друг друга, способны более эффективно бороться с коррупцией, с бедностью. Но я не думаю, что после установления парламентской системы у нас сразу установится райская жизнь.
В свою очередь, свои комментарии представленному главой государства проекту Конституции дал полномочный представитель президента в Жогорку Кенеше Данияр Нарымбаев.
Получилось так, как и прогнозировали аналитики: мнения нардепов разделились как раз по вопросу о форме государственного правления в Кыргызстане. Р.Тагаев выступил с предложением о переносе проведения конституционной реформы на 2009 год, и главный его аргумент — в настоящий момент необходимо прекратить заниматься политикой и поднимать экономику страны. Его поддержали далеко не все депутаты. Некоторые парламентарии выступили с заявлением, что ни в коем случае нельзя откладывать проведение реформ. Депутат Азимбек Бекназаров прямо сказал, что народ совершал революцию, чтобы изменить систему, но для изменения системы пока ничего не сделано.
Сошлись депутаты в одном: в необходимости проведения референдума, в ходе которого граждане и должны определить, какая форма правления должна быть в Кыргызстане. Только после проведения референдума и выбора формы правления мы можем привести в соответствие законодательство и проводить изменения в Конституции страны.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12423/