Пора кончать паспортные игры. Надо работать
Не один год длится паспортный кризис в Кыргызстане, который сопровождается многочисленными скандалами. За это время в очереди за документами, по официальным данным, оказались от 300 до 500 тысяч человек. Свою лепту в создание острого дефицита удостоверений личности внесли парламент и некоторые высокопоставленные чиновники правительства. Подковерная возня в высших эшелонах власти, начавшаяся практически сразу после тендера по производству паспортов, который выиграло ГП «Регистру» из Молдовы, завершилась тем, что межправительственное соглашение, подписанное двумя братскими республиками, кыргызская сторона в одностороннем порядке расторгла.
Однако приход на наш рынок южнокорейской компании не снял паспортный голод. В результате ситуация достигла такой критической массы, что в нее вынужден был вмешаться глава государства. Во вторник, как уже сообщала наша газета, президент Курманбек Бакиев подписал два распоряжения о возобновлении сотрудничества с молдаванами и снятии с должности руководителя Департамента информационных ресурсов и технологий Зарифа Худайбердиева.
Насколько нам известно, Курманбек Бакиев встретился с министром информационного развития Молдовы Владимиром Моложеном. О чем они договорились, на каких условиях? — это мы попытались узнать от самого гостя.
— Владимир Андреевич, последний раз вы приезжали к нам на открытие производственного цеха, разрезали ленточку. Возможно, если бы вы после этого посетили нашу страну еще раз, то разрешили все спорные моменты, и мы бы не сидели до сих пор без паспортов?
— Лично я не приезжал, но довольно часто наезжали в Кыргызстан мои коллеги, в частности, руководитель проекта Василий Николаевич Киртока. Они неоднократно встречались с руководством. То, что произошло у вас, на мой взгляд, объясняется предвыборной борьбой. Проект, что у вас реализовывался, прекрасный, он получился даже лучше, чем у нас. Это я говорю как специалист, не одно десятилетие проработавший в этой области.
Вам хорошо известно, что была проделана огромная работа: подготовлено прекрасное помещение, обучен персонал (больше ста человек), закуплено дорогостоящее современное оборудование. Производство запустили, оно нормально функционировало, а потом возникли всякие коллизии, которые остановили дело и создали в вашей стране известные проблемы.
Но сейчас ситуация стабилизировалась и естественно, что руководство желает вернуть проект к жизни. Мы можем это сделать, ведь мы только на время остановили производство.
Вселяет уверенность и то, что есть договоренность между двумя президентами — вашим и нашим о возобновлении работ. Я встречался с Курманбеком Бакиевым. Меня приятно удивило, что Курманбек Салиевич хорошо информирован о сложившейся ситуации, прекрасно разобрался в сути контракта. Он высказал озабоченность тем, что произошло с паспортизацией, и выразил пожелание в скорейшем разрешении проблемы. Его волновал вопрос: по какой цене получит документы население? Президент хотел бы, чтобы это были необременительные и приемлемые цены.
Мы вернемся к тому, с чего начинали, — запустим производство, будем выдавать документы, сотрудничать с вами на предмет построения информационных систем, технологий, за которыми будущее.
— Какие–то изменения претерпел контракт, по цене, например?
— Нет, он в свое время был оценен, утвержден. Позже кыргызская сторона высказала пожелание дополнить его большими и сложными проектами, а затраты повесить на население. Сегодня все это опять разделено: существовал контракт на выдачу документов: на паспорта — по 6,79 евро, или 323 сома, и ID–карточки — по 1,18 евро, или 56 сомов. Эта цена остается.
— Я бы хотела прояснить картину с дополнительным соглашением, потому что во многом из–за него пошли споры и разборки. Оно стало и причиной разрыва контракта. Говорят, что молдавская сторона пролоббировала это соглашение в прежнем правительстве.
— Это не так, нам его предложили. Дело в том, что из Бишкека в Молдову приезжала очень представительная делегация, которая посмотрела, что сделано у нас в этом плане. Увиденное чиновников поразило, всем тогда стало ясно, что это надо делать и в Кыргызстане. Потому что просто выдавать документы без создания информационного ресурса — это, я бы сказал, преступно. Так возникло решение о дополнительном соглашении, которое предусматривало автоматизацию всех офисов, передачу данных в режиме реального времени, быстрое производство этих документов и формирование различных регистров.
Но позже, когда мы поняли, что у кыргызской стороны возникли проблемы, но нам об этом открыто не говорят, мы еще в октябре 2004 года отказались от дополнительного соглашения и заявили: раз страна не готова к реализации столь масштабного проекта, то остановимся только на изготовлении бланков паспортов.
— Будет ли официальный документ, позволяющий вам начать работать с нашим правительством?
— Подписан меморандум между нашими странами. С молдавской стороны я подписал документ, с вашей — мой коллега, глава НАИРТС, господин Кенжетаев. В нем мы даем согласие возобновить работу в самом скорейшем времени. Сразу по приезде домой направим сюда солидную делегацию специалистов, которые помогут реанимировать производство.
— Был довольно длительный простой, велись долгие переговоры, судебные разбирательства. Компания понесла определенные материальные потери — вы можете их оценить?
— Мы оценили весь ущерб в 25 млн. евро в случае, если бы контракт вообще не заработал.
— Это в случае, если бы мы судились, а сейчас как?
— Раз в дело вступили президенты, решили коммерческую сторону отложить. Мы отзываем свои иски, не будем требовать компенсаций. Более того, предоставим госагентству целый этаж безвозмездно на срок действия контракта для размещения там персонала.
— А компания “Де Ля Ру” остается в этой связке?
— Это наш партнер по контракту, естественно, она будет работать с нами. Это компания номер один в мире по производству бланков. Она наш субподрядчик, которая на своих высокотехнологичных предприятиях, в том числе и в Южной Африке, производит бланочную продукцию.
— На складах скопилось порядка 100 тысяч готовых бланков паспортов. Но они с искаженной государственной символикой. Правда, госагентство продолжает их выдавать гражданам и никого из патриотов символика уже не смущает. Что будет с той партией, ее уничтожат?
— Это является компетенцией кыргызской стороны. Мы хотели по контракту заниматься дизайном, но ваша сторона сама изъявила желание изготовить дизайн. Более того, в нарушение контракта его не согласовали с нами. Рисунок был отправлен в Англию за подписью правительства. Потом уже мы получили дубликаты бланков, а после этого — печать, что этот бланк вас устраивает. И что теперь делать с этими паспортами — решать вам. Но, учитывая острый дефицит и то, что уже больше 20 тысяч таких паспортов нашли своих владельцев, есть смысл, наверное, выдавать эти документы впредь. Бланки выполнены на хорошем полиграфическом уровне, признаны во всем мире, а чтобы изготовить новую символику, потребуется полгода.
Нам очень жаль, что документ затронул тонкие струны души кыргызов, но нашей вины в том нет.
— Сколько времени понадобится, чтобы запустить производство?
— Мы пообещали вашему президенту сделать это за 15 календарных дней. Думаю, слово свое сдержим.
— Молдавия во внедрении высоких технологий опережала все страны СНГ. Сейчас многие государства работают над созданием документов с биопараметрами человека. Как у вас обстоят дела?
— Мы тоже над этим работаем, и, можно сказать, проект уже готов.
— А есть необходимость в введении таких документов?
— Это будут определять те страны, куда больше всего ездят люди. Вот внедрят в США такие правила, в Европе, и все вынуждены будут пойти за ними. Жизнь заставит. Наша задача как государства — обеспечить сервис человеку.
Лариса Ли.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12290/