Распечатать: Особенности национальной коррупции РаспечататьОставить комментарий: Особенности национальной коррупции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Особенности национальной коррупции Посмотреть комментарии

5 августа 2005

КОРРУПЦИЯ

Особенности национальной коррупции

    Развитая коррупция явилась не только одной из основных причин отторжения широкими слоями населения акаевского режима, но и условием, сделавшим возможной революцию 24 марта.
    За годы суверенитета коррупционные круги в Кыргызстане настолько разрослись и окрепли, что сумели практически полностью подчинить себе государственный аппарат. Они сделали его своим верным слугой, неспособным решать любые другие задачи, кроме организации системы поборов в общенациональном масштабе. Именно из-за продажности, неорганизованности и недееспособности государственной власти, в особенности ее силовых ответвлений, Акаев не сумел воспользоваться пресловутым административным ресурсом и позволил оппозиции, прежде никогда не отличавшейся сильной организацией, слаженными действиями и обеспеченностью ресурсами, добиться смены верховной власти в стране. В силу определенных социальных законов коррупция, в которой Аскар Акаев видел удобный инструмент сохранения собственной власти, со временем подмяла под себя президента, а в решающий момент превратилась в его злейшего врага. Чудовище нашего Акаева-Франкенштейна, старательно создававшееся им из кыргызских останков уничтоженного в холодной войне Советского Союза, в итоге обернулось против своего создателя и погубило его.
    Однако следует признать, что историческую ответственность за появление социального урода в утробе Кыргызстана несет не только Аскар Акаев. В действительности этому способствовал целый комплекс взаимосвязанных факторов, который привел к трансформации коррупции из ряда случайных, ограниченного масштаба нарушений закона в самостоятельную, самоорганизующуюся и самосохраняющуюся систему, мобилизующую большое количество людей на дело широкомасштабного присвоения природных, материальных и финансовых богатств страны. Коррупции способствовали сокрушительных масштабов спад ВВП, сильнейшее имущественное расслоение в обществе, истощение бюджета и рост цен, мизерная оплата труда и повышение жизненных стандартов основной массы населения, некомпетентность, безнравственность и неверие в экономическое возрождение страны госслужащих и бизнесменов. Сегодня коррупция уже не сводится к этим факторам. Существование этого социального зла уже давно не зависит от когда-то породивших его причин. В благоприятных для развития условиях коррупция изменила свою сущность и стремительно разрослась, превратившись в самостоятельную систему, которую уже не искоренить усовершенствованием законодательных документов, сокращением бедности, увеличением зарплат, дерегулированием экономики или сокращением налогов.
    О необходимости понижения налогов в Кыргызстане говорят давно. Тем не менее за годы независимости государство постоянно увеличивало налоговое бремя, в особенности путем введения новых налогов и сборов. На это правительство толкало стремление смягчить падение или обеспечить рост доходной части бюджета в условиях сначала снижения, а затем слабого роста ВВП, массовых хищений и разбухания теневой сферы экономики. Введения новых видов налогов требуют МВФ и прочие международные финансовые организации, рассматривающие налоги прежде всего в качестве механизма принуждения и приучения экономических субъектов к рациональному поведению. С усилением коррупции и очевидным провалом реформ МВФ в республике общественное мнение под воздействием представителей деловой среды и ряда связанных с бизнесом политиков стало постепенно привыкать к идее, что снижение налогов есть то средство, которым следует воспользоваться для взятия под контроль коррупции, сокращения размеров теневой экономики и обеспечения экономического роста. Эта идея приобрела популярность еще и потому, что налоги затрагивают людей напрямую, в плане уменьшения их доходов, тогда как об источниках средств на содержание государственных учреждений, предоставление ими услуг и поддержку социально уязвимых слоев населения основная масса людей задумывается гораздо меньше. Связь между налогами и государственными расходами плательщики всегда представляют себе хуже, нежели связь между налогами и своими доходами, а в наших условиях еще хуже, поскольку прекрасно осведомлены о сложившейся практике хищений и разбазаривания государственных средств.
    После революции внимание нового руководства и общественности заострилось на проблемах борьбы с коррупцией и возрождения национального производства. Возможно, что некоторым представителям деловых кругов и связанным с ними политикам захотелось воспользоваться сложившейся ситуацией ради достижения собственных экономических и политических целей. Видимо, они решили добиться снижения налоговых ставок, подавая эту меру в виде эффективного средства борьбы с коррупцией и безработицей. Во всяком случае, вещи преподносятся так, словно такие колоссальные проблемы, как пребывание около 80 % населения за чертой бедности, уровень безработицы не ниже
    40 % от трудоспособного населения, ВВП на душу населения около 370 долларов, преобладание в экономике видов бизнеса, не требующих образованную рабочую силу, и т. д. могут быть решены отменой одних и понижением других налоговых ставок. Демагоги разных категорий, вполне сознательные политики и бизнесмены не перестают утверждать, что снижение налоговых ставок подтолкнет предприятия выйти из тени, побудит их платить больше налогов, а также предоставит им дополнительные средства для инвестиций и создания рабочих мест. Снижение ставок подается в яркой упаковке эффективного инструмента борьбы с контрабандой и создания условий для добросовестной конкуренции между предприятиями.
    Подобного рода "народную демагогию", проще говоря популизм, всегда легко уличить в противоречивости. Нетрудно показать, что утверждение, согласно которому снижение ставок должно увеличить как поступления в бюджет, так и доходы предприятий, предоставив последним ресурсы для инвестиций, лишено всякого смысла. Ведь нельзя одновременно купить хлеб за пять сомов и сохранить эти пять сомов у себя в кармане! Если государство увеличивает свои доходы, то определенные слои населения должны отказаться от части собственных доходов в пользу государства. Иначе откуда взяться деньгам для дополнительных поступлений в бюджет? Однако в воображении наших политиков мир устроен вразрез со всеми законами экономической логики. Как говорят французы, они рассчитывают заполучить и масло, и деньги, предназначенные для его покупки. А думающей части общественности, наблюдающей за таким отношением к важнейшим экономическим проблемам, остается только гадать, является ли это проявлением циничной лжи или свидетельством полной некомпетентности и несостоятельности отечественных управленцев.
    Относительно снижения налогов можно сказать следующее. Подобная мера даст два прямых результата: сокращение доходной части бюджета и сохранение, а может, и увеличение размеров теневой сферы экономики. Те, кто платит налоги, при сниженных ставках будут платить меньше, а дополнительные доходы они, скорее всего, заморозят или выведут за рубеж. Предприятия же, работающие по большей части в тени, сумеют найти способы сохранить уровень своих доходов, в том числе и за счет получения дополнительных уступок от коррупционеров. Коррупционная система и адекватная ей экономика всегда найдут формы взаимовыгодного сотрудничества при любом уровне налоговых ставок.
    В Кыргызстане коррупция является организованной и жестко структурированной сферой деятельности большого числа людей, направленной на присвоение части доходов населения. Поборы эти осуществляются по различным каналам, что позволяет при устранении одних из них прибегать к использованию других. Государственная власть как общественное явление всегда организует экономическую сферу общества таким образом, чтобы создать условия, необходимые для собственного существования. Для нашей коррупционной власти наиболее подходящей является экономика, состоящая из предприятий, уклоняющихся от налогов, не соблюдающих технические нормы, занимающихся контрабандой, нарушающих трудовое законодательство, не ведущих или искажающих отчетность и т. д. Без этого в Кыргызстане уже не могут существовать ни государственная власть, ни экономика. Поэтому, чтобы вывести денежные потоки из тени, необходимо прежде всего уничтожить коррупционную систему власти, для чего потребуется альтернативная властная вертикаль, не ориентированная на коррупционную деятельность. При этом надо понимать, что существующая коррупционная система никогда на самоубийство не пойдет и в целях самосохранения готова оказать ожесточенное сопротивление. В нее поневоле вовлечено большое число людей, имеется своя иерархия, система принятия решений и распределения доходов от поборов, кадровая политика, процесс изобретения и внедрения новых механизмов уклонения от налогов, особый стереотип поведения и способ мышления.
    Для разрушения всего этого нужна не менее организованная и масштабная, с точки зрения ресурсов, знаний и людей система, которой у нас, к сожалению, нет. Для борьбы с коррупцией придется взять на прицел ключевых коррупционеров, практику ведения дел в коррупционной системе, образ мышления госслужащих и бизнесменов, источники финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов коррупции. Поскольку один человек в поле не воин, а толпа людей еще не войско, от порядочности отдельных руководителей не будет толка до тех пор, пока они не примутся за построение новой властной вертикали, сосуществующей с коррупционной и предназначенной для ее уничтожения. Разумеется, это задача не из легких. Суверенный Кыргызстан прежде никогда не реализовывал проекты таких масштабов. И главное сейчас — не упустить удобный момент. Крайне благоприятными для начала борьбы являются первые месяцы после революции, пока не оправившаяся от сильнейшего удара коррупционная система еще не успела заново перестроиться и заменить выпавших из ее рядов ключевых людей.
    Для решения любых проблем необходимо правильно понимать их природу и использовать адекватные этому пониманию меры. Суп из топора варят только в сказках, к которым у нашего населения после долгих лет правления пустословного президента выработалось стойкое отвращение. К сожалению, в нашей стране политика продолжает оставаться в руках иерархов коррупции, популистов и представителей крупного, не всегда честного, бизнеса. Экономические проблемы всячески извращаются и никак не решаются. Вместо действенных мер по их разрешению политики предлагают суррогатные решения, призванные лишь создавать видимость того, что у руководства имеются средства для решения этих проблем.
    Основной проблемой экономики Кыргызстана является нехватка совокупного спроса, пессимистичные ожидания инвесторов относительно размеров этого спроса в будущем и нехватка внутренних источников денежного капитала. Нехватку внутреннего спроса политики предлагают компенсировать ростом экспорта, словно в соседних странах этот спрос имеется в избытке, а тамошние производители готовы с легкостью отдать свои рынки сбыта. Нехватку внутреннего денежного капитала и оптимизма в настроениях инвесторов политики предлагают решить за счет привлечения зарубежных инвестиций и кредитов, забывая, что иностранные инвесторы всегда менее оптимистичны, нежели местные, и стараются инвестировать только в том случае, если в стране уже наблюдается устойчивый экономический рост. Западные коммерческие банки стараются не кредитовать проекты в нашей стране, если внутренняя норма доходности этих проектов не превышает 20-30 % годовых, чего в наших условиях, особенно для крупных проектов, добиться крайне сложно.
    Со взятками и плохим управлением вследствие халатности, бездарности и непрофессиональности, царящими в среде госслужащих, предлагается бороться путем приватизации государственных объектов, которая в условиях стагнирующей экономики, скорее всего, приведет к растаскиванию активов этих предприятий или их эксплуатации на износ ради извлечения краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочному развитию производства. Наконец широкомасштабную организованную коррупцию, подчинившую себе систему государственной власти, предлагается уничтожить посредством снижения налоговых ставок, скрывая, а может, и не подозревая, что данная мера всплыла на поверхность по причине отсутствия альтернативных проектов, понимания истинных источников проблем нашей экономики или в интересах определенных людей в бизнесе и политике.
    Чингиз Шамшиев.
    Бишкек, август 2005 года.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10921/


Распечатать: Особенности национальной коррупции РаспечататьОставить комментарий: Особенности национальной коррупции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Особенности национальной коррупции Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007