Все в одни руки. Их легче «мыть»?
У воров от экономики в стране и охотников на них — траур. И тех и других новая власть, похоже, всерьез намеревается лишить неправедного куска хлеба.
Дело в том, что в целях снижения ущерба национальным интересам Кыргызстана в сфере экономики исполняющий обязанности главы государства Курманбек Бакиев подписал Указ «О мерах по ограничению вмешательства контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов в работу субъектов предпринимательской деятельности».
Вне всяких сомнений — это документ огромной важности. Это своеобразный реальный первый шаг новой исполнительной власти, направленный на поднятие экономики, развитие бизнеса и, главное, на борьбу с коррупцией в разрешительных государственных структурах, включая и те, которые с той же коррупцией должны бороться.
В первом пункте указа говорится о том, что уже в 2005–2006 годах будут упраздняться регистрационные, разрешительные, фискальные, надзорные и другие функции, содержащиеся в нормативных актах министерств, ведомств, местных государственных администраций и органах самоуправления, которые создают препятствия для предпринимательской деятельности и, по сути, являлись «правовой базой» для процветавших при режиме Акаева и действующих сегодня так называемых чиновничьих кормушек.
Согласно второму пункту, при правительстве создается специальная комиссия с участием всех заинтересованных сторон по подготовке законодательных и иных предложений, направленных на устранение всех неоправданных барьеров в бизнесе.
В следующем положении указа содержится, пожалуй, если и не основное, но очень важное — у МВД и СНБ отбирается «карающий меч». Так уж сложилось, что в народе уже давно не верят ни милиции, ни прокуратуре, ни фискалам, ни судам. Кыргызстанцы знают, что почти все проблемы в перечисленных ведомствах можно «развести» за деньги. Еще какие–то надежды народ связывал с СНБ — якобы спецслужбы стоят на страже интересов государства и не замарали себя коррупционной грязью. Но…
В целях ликвидации дублирования функций выявления, раскрытия и расследования экономических преступлений консолидироваться они будут в Управлении финансовой полиции при правительстве Кыргызстана. Проще говоря, заниматься экономическими преступлениями отныне предоставляется право только финансовым полицейским. Представляете, что сейчас переживают охотники на так называемых маслокрадов, работающие в Главном управлении по борьбе с должностными преступлениями МВД и аналогичной структуре СНБ?
По большому счету это решение Курманбека Бакиева более чем оправданно. И дело даже не в том, что с одного всегда легче спросить и его всегда проще проконтролировать. Кстати, последнее совсем недавно блестяще сделал генпрокурор Азимбек Бекназаров. Он обязал финансовую полицию продолжить расследование наспех закрытого уголовного дела по рекламному агентству «Айрек». Потому как возникли серьезные подозрения относительно мотивов такого благоприятного исхода для зятя экс–президента Адиля Тойгонбаева.
Имидж финансовой полиции, увы, в стране изрядно подмочен. Но тем не менее она сегодня уже пытается работать по–настоящему. Например, следователи полиции успешно раскручивают уголовное дело в отношении руководства «Национальной электрической сети» о сокрытии налогов на сумму, превышающую 60 миллионов сомов. Жирная точка, похоже, будет поставлена и в уголовном деле по ГАО «Каинды Кант». «МСН» на протяжении четырех лет уже рассказывала читателям (и за это преследовалась в судах) правду о том, как члены семьи Акаева делали деньги на сахарном заводике.
Вне всяких сомнений, не удастся уйти от ответственности и руководству ОАО «Кыргызско–китайская бумажная фабрика», а также таможенникам, которые в сговоре с турфирмами искусственно занижали стоимость импортируемого товара. Хочется надеяться, что по полной программе будет раскручено уголовное дело по АОЗТ «КООРТ», ОсОО «Айрек» (подлог, незаконные финансовые операции и т. д.). Но не всегда же подстегивать финансовых полицейских генпрокурору…
«МСН» на своих страницах регулярно приводила многочисленные факты преступлений в сфере экономики. Называла конкретных исполнителей. Но в ответ на эти материалы еще вчера стояла гробовая тишина. Маслокрады или просто откупались, или имели «крышу» на самом верху. Напоминаем мы об этом потому, что работа новоиспеченного монополиста–полицейского должна не только контролироваться прокуратурой, но и быть открытой для широкой общественности и СМИ.
Что до предпринимателей, то они, похоже, могут вздохнуть с облегчением. И не только потому, что с одним договориться проще, чем с несколькими. Суть указа в другом. Она направлена на устранение неоправданных регистрационных, разрешительных, контрольных процедур, ограничивает вмешательство государства в дела субъектов экономической деятельности.
Александр Ким,
Юрий Груздов.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10815/