Соцфонд готов увеличить пенсии. Слово за МВФ
Политическая активность на выборах президента Кыргызской Республики вопреки некоторым прогнозам аналитиков, была высокой. Как всегда самыми сознательными оказались наши пенсионеры. Они первыми пришли на избирательные участки и сделали свой выбор. На настроении людей старшего поколения сказалось то, что, несмотря на экономические трудности переходного периода, временное правительство сделало акцент в своей работе на решении острых социальных вопросов. И в первую очередь позаботилось об улучшении их материального положения.
Что в перспективе собирается предпринять Соцфонд для того, чтобы обеспечить нашим гражданам, завершившим трудовой путь, достойную старость? Какие проблемы и задачи стоит для этого решить? — об этом наш разговор с Ольгой Лавровой, возглавляющей государственную пенсионную систему.
— Одни политики говорят, что после мартовских событий в экономике страны наблюдается регресс, другие, напротив, утверждают, что наблюдаются положительные тенденции. Ваша оценка сегодняшней ситуации?
— Буду говорить языком цифр: за полугодие мы достигли определенных успехов в формировании ресурсной части бюджета, в вопросе расходов, направляемых на содержание пенсионеров. План шести месяцев по сбору страховых взносов выполнен по сравнению с тем же периодом прошлого года на 115,1 процента. В денежном выражении это на 2,390 млрд. сомов, то есть дополнительно мы смогли собрать более 310 млн. сомов за счет улучшения администрирования сборов с хозяйствующих субъектов, бюджетных организаций и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Благодаря чему сумели выполнить свои обязательства перед пенсионерами в полном объеме.
Не скрою, не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Существуют проблемы при сборе страховых взносов: это и несвоевременная оплата, и недоимщики по платежам, необходимость более широкого охвата населения. Как известно, с 1996 года у нас в республике действует система персонифицированного учета, и наша задача вовлечь в нее как можно большее число работающих. Практически ничего не платят трудовые мигранты, вне учета по–прежнему остаются многие крестьянские и фермерские хозяйства.
— Пенсии в последние годы правительство повышает регулярно два раза в год. Однако почему эти прибавки такие маленькие? Они лишь смягчают инфляцию.
— В последние годы нам удается своевременно и в полном объеме выплачивать пенсию старикам и при этом еще выполнять финансовые обязательства перед ними по ее увеличению. С 1 января базовая часть стала больше на 35 сомов, а с 1 апреля удалось поднять пенсии дифференцированно от 5 до15 процентов. Мы прекрасно понимаем, что всего этого, конечно, недостаточно, поскольку средний размер пенсии после всех этих повышений составляет 780 сомов. При том, что, по данным Нацстаткома, потребительская корзина пенсионера — 1395 сомов. Но надо понять, что пока финансовые возможности Соцфонда не позволяют увеличить пенсии в большем размере.
Как известно, депутаты парламента прошлого созыва, перед тем как сложить свои полномочия, приняли закон, одним из пунктов которого является выплата пенсий за текущий месяц. По настоящему положению выплаты производились за истекший период. И вот с марта мы начали столичным пенсионерам выдавать деньги месяц в месяц. На эти цели было выделено дополнительно 75 млн. сомов. Рассчитав свои возможности, мы решили расширить границы эксперимента. С 1 июля по такой же схеме будут получать пенсию пожилые люди Баткенской области, на что потребуется еще 30 млн. сомов. Если темпы роста сбора страховых взносов сохранятся, то в октябре к ним присоединятся нарынцы. Думаю, в течение двух—двух с половиной лет мы полностью завершим переход на новую систему выплат. Но если к концу года пенсионеры только этих трех регионов начнут получать пенсии месяц в месяц, дополнительные расходы Соцфонда вырастут на 130–140 млн. сомов. Согласитесь, сумма большая. Все, что мы заработали за счет перевыполнения плана, уйдет на расширение эксперимента.
С начала этого месяца мы начали выдавать компенсацию тем людям, которые с 1999 года выходят на пенсию на 4 месяца позже установленного срока. На это требуется еще примерно 37 млн. сомов.
Как видите, мы не стоим на месте, ибо отлично понимаем, что Соцфонд должен двигаться вперед, решать насущные проблемы. Такие, как размер пенсии, отсутствие закона об индексации, высокий уровень тарифов страховых взносов, возможность введения регрессивной шкалы, пенсионное обеспечение сельских товаропроизводителей, порядок перевода или возврата уплаченных страховых взносов мигрантов, не имеющих права на пенсионное обеспечение в других странах.
Кстати, мы недавно приняли положение и направили его в правительство по этой категории пенсионеров. Нашим бывшим гражданам, уехавшим на постоянное место жительство в другие страны и не имеющим возможности получать пенсии, деньги будут переводиться из Кыргызстана до момента возобновления права на получение пенсии.
Но из всех тех задач, что стоят перед Соцфондом, я бы все же выделила основные: это увеличение пенсий и дальнейшее реформирование пенсионной системы.
Что касается повышения пенсии, то этот вопрос обсуждали и даже сделали предварительные расчеты, говорящие о том, что мы могли бы поднять пенсии где–то в третьем квартале еще на 10 процентов. Эту нагрузку Соцфонд бы вытянул в этом и в следующем году. Но пока, как вам известно, мы сотрудничаем с различными международными организациями, такими, как МВФ, ВБ в рамках программы по сокращению бедности. И они не позволяют нам бессистемно увеличивать пенсии. В августе должна приехать миссия МВФ. С ней мы обязательно будем обсуждать этот вопрос, пока же представители этой организации говорят, что повышение в принципе возможно. Но нам предстоит еще убедить доноров в этом.
— Но согласитесь, Ольга Владимировна, даже при таком увеличении жизнь наших стариков трудно назвать достойной.
— Пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой первой и страховой второй. Так вот, первая страховая часть ограничена 15–кратной минимальной заработной платой. Многие считают, что таким образом происходит уравнивание всех работающих. И их упреки отчасти справедливы. Поэтому именно над поиском более справедливого решения работают наши специалисты. В перспективе мы полагаем, что пенсии будут расти именно за счет повышения этого потолка. Одновременно поправочный коэффициент, применяемый для осовременивания зарплат, тоже можно увеличить. Так, мы стараемся отойти от традиционного метода повышения пенсии в процентном выражении, что часто вызывает нарекания пенсионеров.
Другая серьезная проблема — требование к снижению возраста выхода на заслуженный отдых. Это очень серьезный вопрос в силу того, что в республике наблюдается высокий уровень безработицы, низкая занятость населения. В отдаленных регионах люди зачастую не имеют средств к существованию, помимо пенсий. Поэтому они настаивают на снижении возрастного порога. Но здесь мы должны быть очень осторожны, поскольку одномоментное снижение потребует огромных средств. Примерно 580 и более млн. сомов в год. Социальный фонд не сможет обеспечить такие выплаты. Кроме того, если мы снизим возраст выхода на пенсию, мы не сможем повышать пенсию. Поэтому мы предлагаем либо на время заморозить этот вопрос и оставить все как есть, или решать поэтапно — снижая возраст по шесть месяцев ежегодно.
— Каково соотношение работающих к пенсионерам?
— У нас сегодня 505 тысяч пенсионеров, по сравнению с прошлым годом их количество сократилось на 2 тысячи человек. А тех, кто продолжает трудиться, 1 млн. 800 тысяч человек. То есть, получается, один к трем. На одного пенсионера приходится три работника.
— По неофициальным данным, за границей — в основном в России и Казахстане — трудятся около миллиона кыргызстанцев. И это ведь самые активные люди. И они, как правило, ничего не перечисляют в пенсионный фонд. Вы пытаетесь как–то до них достучаться?
— Нагрузка на Соцфонд в связи с миграционными процессами будет расти. Дело в том, что людям, которые там работают и ничего не платят, не засчитывают страховой стаж. Они, естественно, ничего и не будут получать в старости. Придет время, и эти люди рано или поздно обратятся в Соцфонд с жалобой на низкую пенсию. Некоторые наши граждане недопонимают, что сами должны вносить страховые взносы, чтобы в будущем обеспечить свою старость. К тому же в скором времени предполагается переход на накопительную систему пенсионного обеспечения.
— Успехи в работе вашего ведомства вы связываете с улучшением администрирования, но, может быть, в этом есть и заслуга работодателей? Может, они стали аккуратнее перечислять налоги, меньше прятать свои доходы?
— Хотелось бы так думать, но пока дело обстоит иначе. Наши сотрудники проверяют и выявляют факты сокрытия, накладывают штрафы. Только в этом году начислено финансовых и штрафных санкций на 13 млн. сомов. Нарушения продолжают иметь место, хотя и поступления увеличиваются. Необходимо признать, что введение два года назад требования уплаты юридическими лицами страховых взносов со всех работающих не менее тысячи сомов, дали свои результаты. Это позволило увеличить поступления социальных платежей. Однако перечисления текущих платежей все равно задерживаются, поступают с опозданием, уровень сбора их составляет 85 процентов. То есть здесь поле для дальнейшей работы.
— Почему, проводя реформу пенсионной системы, решили все же остановиться на накопительной системе? Отношение к ней ведь не однозначное, есть у нее и противники.
— Она позволит каждому пенсионеру накопить определенные средства на личном счете, которые потом пойдут на его содержание. По указанию владельца счета с его согласия мы сможем эти деньги направить на инвестирование, а дополнительный доход будет возвращаться в виде повышенного размера пенсии.
Период существования распределительной системы прошел, он был эффективен в советские времена. Сейчас действует условно–накопительная система — сколько заработал, сколько накопил, то и получаешь на старости лет в виде платежей, которые осуществляют работодатель и сам работник.
— Какие регионы считаются проблемными по сбору страховых взносов?
— Бишкек и Чуйская область идут в лидерах — по трудозанятости и по концентрации финансов. Ведь здесь сосредоточены основные действующие промышленные предприятия. К ним я бы добавила еще и Джалал–Абадскую область. Львиную долю поступлений в бюджет Соцфонда дают именно эти регионы. Понятно, что здесь проблем меньше и сумма их поступлений за 6 месяцев составила свыше 1,8 млрд. сомов из собранных по республике 2,4 млрд. сомов.
А Баткенская и Таласская области, так как там основная масса жителей занята в крестьянских и фермерских хозяйствах, являются дотационными. Например, Баткенская область за 6 месяцев собрала всего 77 млн. сомов, а выплатили мы там пенсий за 6 месяцев на 162 млн. сомов. Вот пенсионеры таких регионов и живут за счет перераспределения взносов, собираемых в Бишкеке и Чуйской области. В столице для выплаты пенсий ежемесячно нужно по 75–80 млн. сомов, а за полгода город собрал 923 млн. сомов. Поэтому для равномерного развития нужно создавать рабочие места именно в глубинке. Где меньше промышленный потенциал, там возникает больше проблем.
— Не во всех ведомствах приняли новых руководителей. Иные коллективы лихорадит до сих пор, потому что новая метла начинает выметать все старые кадры и сажать своих. Как вас встретили в Соцфонде? Вы собираетесь проводить ревизию деятельности своего предшественника?
— Не вижу в этом никакой надобности. Я была назначена на эту должность 19 января, а незадолго до этого Соцфонд проверили Счетная палата и Комитет по социальным вопросам Жогорку Кенеша, который возглавлял Адахан Мадумаров. По результатам этих проверок были приняты соответствующие постановления, материалы переданы в прокуратуру. Зачем еще проводить какие–то подобные мероприятия, если лучше этих инстанций уже никто не проверит. Теперь дело за сотрудниками прокуратуры.
Не стала спешить и с кадровыми перестановками, хотя кое–какие наметки на этот счет есть. Я просто решила сначала посмотреть, как кто работает, какие есть достоинства или недостатки, провести анализ. В июле—августе внесем на правление вопрос об оптимизации штатной структуры, численности, функциональной деятельности. В рамках этого мы в некоторых регионах усилим подразделения, работающие с крестьянскими хозяйствами, где–то сократим звенья руководящего состава. В августе придет время аттестации сотрудников, предыдущая проходила два года назад. Вполне возможно, что будут какие–то кадровые перестановки, но они не станут носить спонтанный характер. Если человек работает хорошо, зачем его заменять кем–то? Не вижу смысла. Пусть себе трудится на благо общества и приносит людям пользу.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10751/