Ради главной цели
На базе Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта открылась кафедра таэквондо WTF. Теперь это самостоятельная структура, отдельно выделенная из кафедры таэквондо и восточных видов единоборств.
Таэквондо WTF давно пользуется огромной популярностью во многих странах. Например, в Великобритании, Франции, Германии оно стоит на втором (после футбола) месте. В Турции из 350 тысяч спортсменов таэквондо WTF занимаются около 100 тысяч. В Иране — около миллиона. В 1993 году этот вид спорта получил в Кыргызстане статус официального и объединяет сегодня около 2 тысяч человек.
Наш внештатный корреспондент встретился и побеседовал с президентом Ассоциации таэквондо WTF Кыргызстана Алексеем Паком.
— Алексей Филиппович, с чем связано широкое развитие таэквондо в стране?
— Популярность таэквондо WTF объясняется прежде всего тем, что оно включено в список олимпийских видов спорта. Этим же, пожалуй, можно объяснить возрастающий уровень конкуренции среди таэквондистов Кыргызстана за места в сборной команде. Буквально несколько лет назад различные сборные комплектовались из бойцов, стаж занятий которых ограничивался двумя–тремя годами тренировок. Причем, как правило, к нам приходили спортсмены из других видов спорта. В настоящее время за плечами членов сборной команды страны в среднем шесть–семь лет специализированных тренировок.
— Ходят слухи о том, что таэквондо WTF хотят исключить из олимпийских дисциплин…
— Их муссируют дилетанты, которые не разбираются в специфике таэквондо WTF. Когда ставился вопрос о том, какой из видов восточных единоборств станет олимпийским, все решилось в пользу таэквондо. Так как таэквондо WTF — это прежде всего вид спорта, имеющий научную основу. Во всем мире существуют целые институты и факультеты таэквондо, где разрабатываются методики, издаются научные пособия. Если взять традиционную в восточных единоборствах сдачу экзамена на дан, то в таэквондо, начиная с шестого дана, необходимо написать научную работу, далее защитить кандидатскую диссертацию, докторскую. И поэтому я могу с уверенностью сказать, что таэквондо WTF, имея столь глубокий научный подход, был и будет олимпийской дисциплиной.
— Почему, несмотря на столь успешное развитие у нас таэквондо, наши спортсмены не завоевывают престижных медалей?
— Нас часто упрекают в этом. Но если учесть, что мы принимаем участие только в официальных турнирах, таких, как Олимпийские игры, Азиатские игры, чемпионаты мира, то все вопросы к нам, я думаю, исчерпаны. Поскольку мировой опыт показывает, сколь сложно воспитать олимпийского чемпиона или чемпиона мира. На это нужно как минимум восемь–десять лет. Конечно, можно проводить частные чемпионаты, с участием двух десятков стран и привозить оттуда медали, но они нигде в мире не котируются. А в таэквондо WTF только чемпионат планеты проводится с участием спортсменов 180 стран.
— Насколько высок профессиональный уровень отечественных инструкторов?
— На начальном этапе становления Ассоциации подготовку спортсменов осуществляли тренеры, не имевшие достаточной квалификации. Это накладывало определенный отпечаток на технико–тактическое мастерство таэквондистов. Манера ведения поединков у нас отличалась очень узким арсеналом технических приемов с преобладанием силовых компонентов. К настоящему времени ситуация в корне изменилась. Нынешнее поколение инструкторов имеет высокие спортивные звания, опыт выступления на крупных соревнованиях и высшее специальное образование, умело воспитывает спортивные резервы. Однако подготовка тренерских кадров ведется еще нецеленаправленно.
— Для этих целей была создана кафедра таэквондо WTF?
— Сегодня мы остро ставим вопрос о подготовке тренеров по таэквондо на специализированных кафедрах вузов. В государственном образовательном стандарте направлений и специальностей предусмотрены специализации, которые можно открывать при факультетах физической культуры, имеющих необходимую материальную базу для подготовки тренеров–преподавателей при условии лицензирования этой специальности. Кроме того, на кафедре мы систематически осуществляем переподготовку тренерско–преподавательского состава с целью повышения его теоретического и методического уровня при факультетах повышения квалификации ведущих вузов страны и с приглашением специалистов–практиков из Южной Кореи.
Выделяя эти первоочередные организационные вопросы, следует отметить, что необходимость научно–методического обеспечения учебно–тренировочного процесса во многом сдерживает прогресс спортивных достижений таэквондистов. Также современный этап развития этого перспективного вида спорта вызывает необходимость открывать отделения таэквондо при ДЮСШ, СДЮШОР, работающих по государственным программам, со штатным расписанием и при финансировании учебно–тренировочного процесса из государственного бюджета.
— В чем специфика образования на кафедре таэквондо?
— Специфика таэквондо WTF заключается в том, что 90–95 % реальных атак, реализуемых в течение поединка, проводится за счет ударов ногами. На фоне значительных физических и нервно–психических напряжений спорсмену приходится принимать и перерабатывать зрительную и слуховую информацию, программировать действия, быстро принимать решения. Это предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей и ряду психофизиологических показателей. А если принять во внимание, что за один соревновательный день таэквондисту иногда приходится участвовать в шести–семи поединках, то становятся понятными и требования, предъявляемые к уровню его кондиционных способностей и прежде всего к скоростно–силовой подготовке, специальной выносливости, гибкости.
Именно в связи со всем этим одной из важных научно–методических задач является глубокое обоснование наиболее эффективных средств и методов развития двигательных способностей в многолетнем тренировочном процессе таэквондистов. Не менее значимыми разделами исследований на кафедре таэквондо являются спортивная ориентация и отбор в таэквондо. Для изучения этих вопросов необходимо проводить длительные педагогические эксперименты на больших выборках, включающие комплексные наблюдения за динамикой двигательной подготовленности, факторами естественного развития. Следует разработать и обосновать модельные характеристики таэквондистов, тесты и нормативы, пригодные для различных этапов отбора. Требуют научного подхода и вопросы, связанные с процессом обучения движениям, формированием базовых навыков. Необходимо изучать вопросы психологической подготовки, комплексного контроля за тренировочной и соревновательной деятельностью, обоснования различных средств восстановления и т. д.
— Ваши пожелания…
— Новый олимпийский вид спорта — таэквондо — ждет своих исследователей. Мне приятно осознавать, что те цели, которые мы ставили пять–десять лет назад, осуществились. Мы мечтали о постройке Центра таэквондо, сегодня наши спортсмены тренируются в великолепном комплексе. Мы хотели поставить таэквондо WTF на научную основу — мы открыли кафедру таэквондо WTF. Есть еще одна нереализованная цель, для достижения которой мы прилагаем все эти усилия — успешное участие в Олимпийских играх. И я уверен, мы ее достигнем!
Константин АЛЕКСАНДРОВ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10648/