Каракольская сделка,
или История о том, как у государства умыкнули горнолыжную базу
В свое время «МСН» неоднократно сообщала о том, как «расгосударствлению и приватизации» со стороны семьи Аскара Акаева подвергались в Прииссыккулье и Чуйской долине горнолыжные базы. На днях редакцию посетила делегация тренеров из Каракола. Они считают, что злосчастная история их специализированной детско–юношеской спортивной школы из той же серии.
СДЮСШ Каракола на протяжении долгих лет занималась профессиональной подготовкой горнолыжников. Существует она с советских времен, и излишне говорить, сколько за это время на Иссык–Куле было подготовлено спортсменов–разрядников, защищавших честь страны на различных международных соревнованиях.
Это учебное заведение до недавнего времени имело собственную горнолыжную базу, обеспечивавшую тренировочный процесс. Построена она была в урочище Кашка–Суу на северном склоне горы Орток.
Круглый год здесь до самых последних дней проводились учебные сборы, на которые приезжали юные спортсмены не только из разных регионов республики, но и многих стран СНГ. А зимой начинались тренировки горнолыжников, логическим завершением которых являлись соревнования республиканского значения. В 2004 году, например, чемпионами Кыргызстана стали ученики этой школы А. Елфимов, Г. Федосеенко, И. Волкова, Нурбек кызы Аида, Л. Звозникова, О. Лапина, К. Шкиль, А. Демидов, другие.
В выходные дни, естественно, на горнолыжную базу приезжали на отдых не только каракольцы, но и кыргызстанцы со всех уголков страны. Уникальные природные условия, приемлемые цены способствовали не только сохранению традиций массового занятия физической культурой, но и делали горнолыжный спорт не элитарным, а доступным всем гражданам республики.
— Однако в марте 2004 года при грубейшем нарушении законодательства горнолыжная база была передана в аренду частным предпринимателям на 49 лет, — рассказывает директор Каракольской СДЮСШ Валентин Аккерберг. — Я и наш коллектив тренеров стояли у самых истоков ее создания. Как говорится, вот этими руками мы возводили ее по кирпичику для нашей детворы.
Провернута “операция” была следующим образом. В феврале 2004 года на имя губернатора Иссык–Кульской области Токон Шайлиевой пришло письменное обращение руководства ОсОО Ideal Tour. И бюрократическое колесо закрутилось. Причем необыкновенно быстро и за нашей спиной. Вопрос решался келейно, хотя это должно было быть сделано гласно, с привлечением всех членов местного сообщества, с публикацией в СМИ информации о намерении сдачи в аренду, проведении тендера и т.д.
Солидность сделки подчеркивалась подключением к ней Каракольского горкенеша, департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии областного центра. А вот после этого на свет появились документы, оформленные задними числами, противоречащие законам и друг другу. Увенчало их постановление мэрии Каракола “О предоставлении в долгосрочную инвестиционную аренду имущественного комплекса и земельного участка лыжной базы города Каракол ОсОО Ideal Tour. Примечательно то, что такого объекта де–юре не существует. Имущественный комплекс на горе Орток — это собственность Каракольской СДЮСШ.
Вы спрашиваете, как оформлялась сделка? Нашу учебно–тренировочную базу с легкой руки губернатора и при покровительстве Бишкека вначале передала в коммунальную собственность, отняв у нас, горуправа. По закону сделать это могла только государственная комиссия. Но правительством страны, как нам известно, такая комиссия не создавалась. Вопрос юридической принадлежности нашего (государственного) имущества решала местная комиссия по предоставлению прав собственности. А она его просто не выясняла. А затем, не имея на то оснований, внесла его на рассмотрение сессии горкенеша. Мы пытались говорить, что это беспредел, но наш коллектив и слушать никто не стал. Правды вроде бы мы добились в Бишкеке — в Жогорку Кенеше. По итогам парламентской проверки был сделан вывод, что договор об аренде является недействительным. Но…
При изучении этого документа корреспонденты “МСН” выяснили, что в имущественный комплекс СДЮСШ входят пять зданий (двухэтажная гостиница, баня, тренерский дом, столовая с другой гостиницей, гигиенический комплекс), два подъемника, трансформаторная подстанция, 14 гектаров земли, дорога и линия электропередачи в условиях горной местности. И все это (то, что стоит десятки миллионов) было оценено в 27, 4 тысячи сомов. Нонсенс, с учетом того, что даже за однокомнатную квартиру сегодня честно отдают сотни тысяч!
Но суть этой многоходовки в другом. Аренда фактически означала приватизацию и переход горнолыжной базы в собственность ОсОО Ideal Tour. Схема очень проста. С учетом подписанного договора, согласно которому планировалось внести инвестиции в размере пяти миллионов долларов и смехотворной оценки (27, 4 тысячи сомов) учебно–тренировочной базы СДЮСШ вновь созданное имущество являлось собственностью арендатора. Грубо говоря, достаточно было построить, скажем, из рваного гранита, хорошего леса на базе, скажем, кафе, с учетом реальных расценок провести строение по документам, и…
Но пусть даже долгосрочная аренда формально не приватизация, а форма разгосударствления, то все равно подвергаться ему (согласно законам) не должны объекты республиканского значения, детско–юношеские специализированные спортивные школы. Однозначно и другое — передача горнолыжной базы осуществлена лицом неуполномоченным в нарушение законодательства.
Кстати, помимо Комитета СНП по вопросам государственного устройства, законности и конституционного законодательства парламента прошлого созыва, по поручению Госкомтурспорта занимались каракольской сделкой и независимые юристы. Их заключение, как говорится, один в один совпадает с парламентским. Но…
Куда только ни обращались наставники юных горнолыжников, включая правительство и самого экс–гаранта Конституции Аскара Акаева, пробить заговор молчания они не смогли. Госкомтурспорт, правда, с сочувствием отписывал челобитчикам письма, что спортивная база Каракольской СДЮСШ по горнолыжному спорту является объектом республиканского значения и не может быть включена в список муниципальной собственности. Но на том “расследование” и приостановилось.
Вряд ли стоит говорить о том, что проблему на всех уровнях, что называется, на тормозах спускала только лишь губернатор области Токон Шайлиева. Безусловно, свои интересы на Иссык–Куле имели самые высокопоставленные, а, возможно, и сановные чиновники в Бишкеке. Иначе такой беспредел в принципе был бы невозможен.
Временное правительство практически уже в первые дни после революции заявило, что начата серьезная борьба с коррупцией и что коррупционеры и воры будут сидеть в тюрьме. По этой причине каракольцы через “МСН” решили обратиться к главе госкомисии Данияру Усенову и генпрокурору Азимбеку Бекназарову с тем, чтобы было тщательно проверено: кто стоит за ОсОО Ideal Tour. И получить ответы на вопросы: почему государственное имущество, стоящее миллионы, было оценено в копейки и уплыло на сторону? Почему безнаказанно нарушались законы в Караколе и даже парламент не мог ничего с этим поделать? Будет ли возвращено детворе каракольской спортивной школы то, что у нее нагло отобрали ушлые “бизнесмены”?
Александр Ким, Юрий Груздов.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10359/