Государство должно служить народу
Телевизионное обращение и. о. президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева
Дорогие соотечественники!
Я обращаюсь к вам с изложением программных подходов нашего правительства, пришедшего к власти в результате событий 24 марта этого года.
В результате народных выступлений и принятия на себя оппозиционными политическими силами ответственности за судьбу страны разрешен длительный, многолетний политический кризис. Открыта дорога для восстановления демократии, свободного развития экономики и реализации права каждого кыргызстанца на достойную жизнь.
Правительство страны, действуя совместно с Жогорку Кенешем, при активной поддержке гражданского общества в короткий срок восстановило общественный порядок, нормальную работу экономических и государственных структур.
Одновременно с этим с первых дней начата работа по изменению прежней системы. Изъяны и проблемы ее были хорошо известны. Они связаны с отходом первого президента страны А. Акаева от норм демократии, созданием в стране монополии на власть, привилегий на бизнес членов семьи и приближенных президента, широким распространением коррупции, преследований неугодных политических деятелей и средств массовой информации.
Бывший президент А. Акаев, немало сделавший для становления независимой Кыргызской Республики, в последний период своего правления оторвался от народа, изменил демократическим принципам, встал на путь семейной наживы. Выдвигавшиеся им идеи и программы все больше приобретали декларативный характер и все больше были направлены скорее на создание благоприятного впечатления в глазах международного сообщества, чем на решение реальных проблем страны.
Это привело к тому, что экономический рост и позитивные изменения в уровне жизни кыргызстанцев оказались значительно ниже, чем в странах, находившихся в таких же условиях. Страна обескровливалась теневой экономикой, коррупцией, теряла конкурентоспособность на мировых рынках и инвестиционную привлекательность, не могла реализовать те преимущества, которые первоначально имела в результате проведения реформ.
Накапливалась социальная неудовлетворенность. Сотни тысяч кыргызстанцев не имели и не могли найти работу. Нарастали разрыв в доходах между богатыми и бедными, между различными регионами, чувство социальной несправедливости.
Нарастала неудовлетворенность властью, недоверие к ней.
Особенно сильно пострадали культура и нравственность общества. Народ поставлен на грань утери традиционных культурных и моральных ценностей, утери своей идентичности.
Уход прежней власти являлся ключевым условием того, чтобы эти проблемы были осознаны и можно было приступить к их решению. Но понятно, что А. Акаев, бежав из Кыргызстана, не увез с собой те проблемы, которые он создал.
На новом правительстве и на всех нас лежит ответственность за реконструкцию страны, устранение тех причин и условий, которые лежали в основе сложившейся системы. И в этом я и наше правительство видим основную цель на ближайшие дни, месяцы и годы.
Нужен своего рода переходный период, в течение которого мы должны решить четыре главные задачи:
— построить новую архитектуру власти, гарантирующую от возврата к авторитаризму;
— демонтировать коррупционную систему;
— ввести новую экономическую политику, обеспечивающую благоприятную среду для экономического роста;
— вывести на управленческую орбиту новое поколение молодых руководителей и политиков.
Начну с того, что нам нужно сильное демократическое государство и сильное ответственное гражданское общество.
Сегодня в обществе уже существует согласие в том, что требует пересмотра конституционная система формирования органов власти в сторону ее большей демократичности, перераспределения полномочий, нового статуса президента и премьер–министра. Существует также необходимость конституционного закрепления той значительной роли, которую должно играть гражданское общество, и особенно политические партии, в определении и контроле выполнения государственной политики.
Я считаю, что мы должны обеспечить гораздо более высокий уровень участия политических партий в формировании парламента и его работе. Не хочу предугадывать, как это будет, есть разные варианты, и их надо тщательно обсудить всем народом. При этом надо дать политическим партиям возможность встать на ноги, подготовиться к новой системе выборов и к новой их роли в обществе. Это займет какое–то время. Надо подкрепить этот процесс новым законом о политических партиях, который тоже должен быть подготовлен и принят Жогорку Кенешем.
Особенно важно, чтобы Конституция ввела реальную ответственность власти перед народом. Надо иметь прямой механизм выражения вотума недоверия президенту народом.
Депутаты должны представлять реальные интересы реальных сообществ, политических сил. Отозвать депутата должно быть проще, чем избрать.
Правительство должно быть самостоятельным и ответственным. Оно должно предъявлять обществу, президенту и Жогорку Кенешу для утверждения конкретную программу действий и в случае ее невыполнения — уходить и нести персональную ответственность за негативные последствия своих действий.
Все эти вопросы будут решаться в рамках конституционной реформы, дать старт которой мы должны неотложно. При этом сама реформа должна идти без спешки и непроработанных решений. Мы работаем не на пустом месте. Нельзя безоговорочно отвергать все, что сделано в конституционном построении до сих пор. Но необходимо освободить Основной закон страны от искажающих его дух бесконечных поправок, ввести новые, затребованные жизнью положения и нормы. В отличие от первых лет, когда писалась первая Конституция страны, у нас теперь есть собственный опыт, и мы должны его максимально учесть.
Какой быть Конституции, должен решать народ, а по его воле — Жогорку Кенеш. Надо прекратить практику проведения всенародных референдумов с такой постановкой вопросов, которая позволяет манипулировать мнением людей в интересах тех, кто такие референдумы инициирует.
Нам нужно ответственное и способное отвечать за свои результаты государство. Нынешняя громоздкая государственная машина должна быть заменена компактной системой исполнительной власти, качественно оказывающей государственные услуги населению.
Раздутый государственный аппарат должен быть сокращен. Но не за счет механического увольнения служащих, а за счет кардинального уменьшения функций государственных органов.
Государство должно служить народу, а не народ — государству. Нам надо заставить власть выполнять то, за что люди платят налоги. Государственный чиновник не имеет права игнорировать людей, это должно быть административно, материально, а в отдельных случаях и уголовно наказуемо.
Нам необходимо ввести разделение функций и самих государственных органов на политические и административные. Политические органы — это местное самоуправление, Жогорку Кенеш, правительство, президент. Эти органы формируются народом либо по его мандату и осуществляют государственную власть в стране.
Наряду с этим в стране должна быть территориальная система предоставления государственных услуг населению, за которую отвечают акимы районов. Она должна быть так организована, чтобы обеспечить удобный для людей доступ к услугам. Речь идет о перестройке работы местных администраций в новый режим и новые функции.
В обществе надо создать жесткие и действенные механизмы контроля за властью. Ни одно важное решение не должно приниматься без участия общественности. Наша власть — наследница автократии. Поэтому такие механизмы надо создать специально, законодательным порядком. Как минимум, гражданское общество должно иметь право обращаться в государственные органы за предоставлением информации, вносить свои предложения и получать мотивированные ответы на них. При этом надо совместно выработать конкретные процедуры, механизмы, форматы участия гражданского общества в управлении всеми делами.
Народ Кыргызстана — это не президент, не депутаты, не чиновники, это — люди. Права человека в Кыргызстане надо не только провозглашать, но и реально обеспечить. Сегодня государство, которое должно гарантировать и защищать права человека, — первый их нарушитель. Надо защищать не абстрактные интересы страны, а интересы каждого кыргызстанца: предпринимателя, которого притесняют, трудового мигранта, которого грабят и унижают, ребенка, который голодает и не может получить образование, старика, живущего на нищенскую пенсию.
Нам нужна беспристрастная и честная судебная система. События, связанные с прошедшими выборами в Жогорку Кенеш, показали, что никакого доверия к судебной системе у народа нет. Причин этому много. Но одна, пожалуй, главная — нельзя, чтобы судебная власть была политически или экономически зависима. Ни телефонное право, ни право “кошелька” недопустимы. Президент первым должен не прятаться за неприкосновенность, а отвечать, в случае необходимости, перед судом так же, как простой гражданин.
В ближайшие дни мною будут внесены предложения в Жогорку Кенеш по укреплению кадрового состава Верховного суда и тех судебных органов, где были нарушены принципы правосудия. Готовятся необходимые поправки в Закон “О статусе судей Кыргызской Республики” и порядок аттестации судей, позволяющие повысить их ответственность.
Гарантия демократии — свобода информации, свобода слова, свобода мысли. Покушение на свободу слова — это преступление против государства, против народа. Свобода слова, свобода информации могут быть ограничены только необходимостью соблюдения прав человека и интересами национальной безопасности.
Должны быть наложены ограничения на право людей, обладающих властью, занимающих государственные посты, судиться по вопросам, затрагивающим их деятельность, со средствами массовой информации. Надо также ввести ответственность за необоснованное предъявление или завышение сумм исков к средствам массовой информации.
Не должно быть государственных средств массовой информации, кроме необходимых для публикации официальных решений, указов, постановлений и разъяснений. Но государство должно заботиться о развитии СМИ, направляя на это бюджетные средства через специальные фонды и гранты.
Надо предпринять меры, чтобы национальное телевидение носило больше общественный характер, и развивать рынок электронных СМИ, особенно в регионах.
Вторая главная задача — демонтаж коррупционной системы. Надо вернуть в наше общество порядочность и честность — те нравственные нормы, которые у нас были раньше. Для этого прежде всего нам нужно честное государство. Тотальная коррупция искореняется не созданием советов, а простыми мерами по сокращению чиновничьего всевластия, прозрачностью работы госорганов вплоть до президентской администрации, ответственностью госструктур перед гражданским обществом, перед населением. Мы сейчас остановили существовавшую в стране систему теневых денежных потоков снизу доверху. Именно эта система порождала коррупцию. Надо изменить отношения государства и бизнеса, прекратить поборы и вымогательства со стороны таможенных и налоговых органов. Сейчас они напрямую подчинены правительству, и контроль будет самым жестким.
Нам надо всерьез оздоровить обстановку в стране. Это недостойно — жить в стране взяточников и коррупционеров. И, конечно же, госвзяточники должны сидеть в тюрьме. Нужно внести в законодательство о государственной службе положение о том, что государственный служащий, замешанный в злоупотреблении служебным положением, ведущем к фактам коррупции и несправедливой конкуренции, не имеет права занимать государственные должности в течение пяти лет.
Третья задача — создание условий для эффективного развития экономики и, как результат, — лучшей социальной поддержки населения.
Кыргызстан — самодостаточная страна, и мы должны развивать экономику на собственных ресурсах. Сделать надо немного:
— эффективно использовать наши подземные кладовые;
— задействовать наш стратегический ресурс — энергетику и воду;
— а третий источник общественного богатства — наша земля. Стоило только дать ее в собственность людям, и мы легко обеспечили не только достаточное, но и избыточное производство продуктов питания. Нам надо теперь научиться продавать наши продукты на внешнем рынке. Для этого надо выращивать крупных товаропроизводителей, развивать кооперацию при сбыте продукции, учиться продвигать свой товар. Мы уже больше пяти лет как вступили в ВТО, а использовать преимущества этого до сих пор не можем.
Мы должны вернуть нашей земле ее историческое назначение — быть точкой, через которую ведут пути с Востока на Запад и с Севера на Юг. Надо изо всех сил строить внутренние дороги и магистрали в соседние страны, линии коммуникации, электропередачи, воздушные пути.
Основа богатого государства — богатые граждане, достаток в семьях. Наша главная цель — чтобы человек мог обеспечить себя и свою семью, а не содержать государство. Принцип на ближайшие годы должен быть таким: стимулирующие производство налоги при минимальных государственных расходах. Надо оставить такой госбюджет, который мы в состоянии оплачивать.
Мы должны твердо обеспечить соблюдение прав собственников, безопасности имущества и личной безопасности в Кыргызстане. Реприватизации в Кыргызстане не будет. Если существуют имущественные споры, то они должны решаться только в судебном порядке.
Экономика — это стабильные правила игры. Главная беда для бизнеса — не только налоги, а их бесконечное изменение. Нужны твердые и долговременные правила. Люди должны быть уверены, что ничего не изменится в течение определенного и длительного времени. Я дал поручение сформировать на паритетных началах с участием органов государственного управления, парламента, бизнес–сообщества комиссию по доработке новой редакции Налогового кодекса и вопросов начислений на фонд заработной платы. После принятия нового кодекса, я считаю, надо минимум на два года ввести мораторий на изменение налоговой системы, таможенных и иных регулирующих бизнес правил. И в последующем любое изменение должно объявляться не позже, чем за полгода, и ни в коем случае — задним числом.
Надо ввести предварительные проверки налоговой чистоты сделок и предотгрузочную инспекцию вместо существующих контрольных проверок.
Мы можем и должны выиграть в конкурентной борьбе. Надо прежде всего ориентироваться на рынки соседних стран. У нас несколько лет было преимущество из–за более либеральных рыночных законов. Сегодня мы его теряем перед мощью нефтяных денег. Выход только один — обеспечить конкурентоспособность наших товаров и услуг на региональном рынке. Наш путь один — экспансия товаров, экспансия услуг и создание новых рабочих мест на своей территории. Это и есть наша экономическая стратегия, и всё должно быть подчинено ей.
Нам нужен новый этап в развитии предпринимательства — выход на сильные компании и предприятия, именно они являются движущей силой повышения конкурентоспособности наших товаров и услуг. Большой ошибкой было то, что мы потеряли, растранжирили потенциал крупных сборочных производств, который у нас был создан в советские годы. Надо развивать производство, особенно в тех отраслях, для которых у нас есть сырье: легкая промышленность, пищевая, перерабатывающая. При этом и больше создавать у нас высокотехнологичных производств, заниматься импортом технологий, а не товаров, как мы сейчас делаем.
Важнейший шаг — ипотека, развитие жилищного строительства за счет введения ипотечных финансовых инструментов. У нас достаточно сырья для собственных строительных материалов, и мы можем легко увеличить в несколько раз объемы их производства. Надо только помочь всем, кому нужно жилье, доступными кредитами. Уже в июне мы начнем строительство первых жилых домов на ипотечной основе и льготных условиях для врачей, учителей и других пока не высоко оплачиваемых категорий населения.
Вообще финансовая стабильность и доступность финансов и финансовых услуг должна быть на голову, на несколько порядков выше. Первые представители Сельского банка в айыл окмоту должны появиться в этом году.
Используя партнерство по ВТО, используя наши добрососедские отношения, трансграничную близость, мы должны вырваться вперед, опередить другие страны региона в продвижении наших товаров и услуг на гигантский рынок Китая и Южной Азии.
В силу своего менталитета мы легко осваиваем новые формы деятельности, легко находим общий язык с другими. Вся наша жизнь построена на толерантности, умении понимать другого, учиться новому. Иначе было и не выжить в тысячелетиях такой трудной истории, какая выпала нашему народу. Теперь эти свойства — наше богатство. Конечно, горько думать, что многие из кыргызов работают на чужбине. Но это же вызывает и чувство гордости за наш народ. За кыргызами — трудовыми мигрантами нет дурной славы. Наоборот, они активно встраиваются в местный бизнес, находят себе работу. Причем не только в России или Казахстане, но и в Европе, в Америке. Государство должно защищать трудовых мигрантов и поддерживать. Трудовая миграция — важнейший и один из крупнейших секторов экономики Кыргызстана.
Главное сейчас — использовать любые возможности для обеспечения занятости людей, чтобы у всех была работа. Тогда и бедность отступит, и достаток придет. Кыргызстанцы имеют право жить достойно, не хуже, чем люди в других, в том числе развитых, странах. Каждый человек в состоянии прокормить себя и свою семью. Работать и становиться богаче, жить в хороших условиях, быть уверенным в будущем детей и своем собственном, увидеть мир и иметь счастье достойно жить в собственной стране, гордиться ею — вот цель каждого кыргызстанца. Никто не имеет права запретить нам так жить. Никто не имеет права мешать нам так жить.
Надо оценивать власть по тому, как живут люди. Бедный народ — негодная власть. Нам надо поменьше громких “национальных идей” и “комплексных основ”, а побольше реальных механизмов поддержки экономической активности людей.
В то же время нам надо сформировать с участием экспертного сообщества комиссию по вопросам перспективного экономического развития страны.
Главное богатство страны — люди. Наша задача — повсюду обновить кадровый потенциал: в политике, в управлении. Прежняя власть, на словах выступая за поддержку молодежи, на деле мало что делала для этого. Система подбора кадров по принципу личной преданности привела к вымыванию из управленческой среды талантливых людей. Мы должны сделать опору на молодое поколение, сформировавшееся в новых условиях, в короткие сроки привести к управлению страной молодежь.
Не привилегией богатых, а обязанностью и долгом государства должно быть качественное образование. Новое поколение чувствует себя как рыба в воде в современных информационных технологиях, сложном современном менеджменте, юриспруденции. Надо активно развивать инженерное образование, освоение молодыми новых био– и химических технологий. Будущее — за ними. Мы должны возродить классическое образование, способное давать хороший культурный фундамент.
Мы должны гарантировать охрану здоровья каждого кыргызстанца, переходить к управлению здоровьем. Нужен культ здорового образа жизни в единстве с природой, в душевном согласии с людьми, с оптимизмом и уверенностью в будущем. Мы — экологически чистая нация.
Необходимо помнить о том, что старость — будущее каждого. Мы должны в короткие сроки, в том числе за счет развития негосударственного пенсионного страхования, уравнять размеры пенсий с прожиточным минимумом и превзойти его. Старики и дети должны жить без нужды, в достатке и уважении.
Основой культурного развития должны быть национальные традиции в сочетании с современными веяниями развития культуры. Нашим преимуществом, нашим богатством является многоязычие и многоэтничность общества, которые надо поддерживать и развивать.
Во внешнеполитическом отношении Кыргызстан должен “вернуться” домой, в Центральную Азию. Главный приоритет внешней политики — хорошие отношения с соседями.
Пограничные вопросы, проблемы водопользования и таможенных режимов должны быть решены в первую очередь, и это — дело лидеров государств. Границы должны быть закрытыми для криминала, но легко проходимыми для простых людей и товаров.
Надо прекратить гонку за историческое лидерство. Кыргызы — древний народ, живущий в окружении и совместно с другими столь же древними народами, создавшими сильные государства. Мы должны радоваться успехам наших соседей и братьев, а не завидовать им и не гордиться только собой. Надо возродить культурный обмен между нашими странами, написать совместную историю, идти к общему рынку, единому коммуникационному пространству.
Друзья определяются реальными отношениями, а не историческими догмами или страхом. Есть три кругах, три пояса взаимодействия: региональный, евразийский, глобальный. В региональном круге не должно быть приоритетов, отношения с каждой страной одинаково важны. В евразийском и глобальном кругах должны быть приоритеты в соответствии с уровнем взаимности. Наши друзья не те, кто сильнее, а те, кто больше помогает Кыргызстану. Мы должны активнее объединяться с такими же, как мы сами, горными и малыми странами в борьбе за ресурсы глобализации и против ее негативных последствий.
Необходимо вернуть стране суверенитет. Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана, пока он соблюдает международные обязательства. Долги и помощь не дают права на внешний диктат, потому что долг оплачен, а помощь — только тогда помощь, когда она бескорыстна.
Единство народа Кыргызстана — главная наша сила. Нет севера и юга, есть одна страна. Сохранив единство, Кыргызстан добьется процветания.
Прежняя власть, на словах говоря о единстве, своей региональной и кадровой политикой формировала разобщенность народа. И не только на север и юг. Размежевание дошло до сел.
Многие и сегодня, в преддверии выборов президента, пытаются поделить народ. У нас нет и не должно быть северных или южных кандидатов. Есть только один критерий — может ли человек управлять страной, знает ли, как это делать, оправдает ли надежды людей. Тем, кто уже сейчас собирает “северных” или “южных”, “западных” или “восточных”, надо остановиться и осознать свою ответственность за разделение страны на части. Президентские выборы должны послужить общенациональному единению, а не вызвать рознь и тем более конфликты друг с другом. Хватит с нас парламентских выборов. Надо остановиться и подумать о стране, о народе, о наших детях, чтобы они жили в спокойном и добром мире.
В преддверии майских праздников, в числе которых — христианская Пасха, День солидарности трудящихся, день Конституции и святой для всех нас День 60–летия Победы, я хочу пожелать всем соотечественникам добра и счастья, крепкого здоровья и благополучия.
Пусть мир и достаток будут в каждом доме!
Пусть мир и достаток будут на нашей земле!
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10114/